Также по теме

ГЛУХОТА

ГЛУХОТА, частичная (тугоухость) или полная потеря слуха. В норме звуковые волны, пройдя через наружный слуховой проход, достигают барабанной перепонки и вызывают ее колебания. Эти колебания через систему слуховых косточек передаются в улитку – орган, где давление волн преобразуется в нервные импульсы. Таким образом, наружный слуховой проход, барабанная перепонка и слуховые косточки составляют звукопроводящую систему, а улитка является органом, воспринимающим звук. Потеря слуха возможна вследствие нарушения проведения звука к улитке, повреждения самой улитки, нарушения передачи нервных импульсов от улитки в мозг или неспособности мозга правильно «расшифровать» полученные импульсы.

Кондуктивная глухота (нарушение звукопроводимости). Любое нарушение, препятствующее нормальному прохождению звука, приводит к тугоухости. Во многих случаях такого рода нарушение поддается лечению терапевтическими или хирургическими методами. Самая распространенная причина нарушения звукопроводимости – уменьшение амплитуды колебаний барабанной перепонки, что может быть следствием скопления жидкости (гноя) в полости среднего уха за барабанной перепонкой или закупорки слуховой (евстахиевой) трубы, обеспечивающей выравнивание давления в полости среднего уха с наружным давлением. Закупорка может произойти в результате обычной инфекции носоглотки или разрастания аденоидов. Нарушения звукопроводимости могут быть связаны и с повреждением слуховых косточек. В ряде случаев их заменяют керамическими или пластиковыми протезами.

Еще одна форма нарушения звукопроводимости – отосклероз, прогрессирующее заболевание костной оболочки улитки, которое обычно возникает в молодом возрасте. Как правило, это семейное заболевание. Потеря слуха при отосклерозе обусловлена фиксацией одной из слуховых косточек – стремени – в овальном окне улитки, т.е. там, где оно должно передавать колебания. Эта проблема решается с помощью хирургической операции, например фенестрации лабиринта или ремобилизации стремени (см. УХО).

Нейросенсорная глухота

– потеря слуха, вызванная неспособностью улитки превращать механические колебания в слуховые нервные импульсы или же нарушениями передачи импульса от улитки в мозг. Этот тип глухоты не включает случаев нарушения перцепции (распознавания), т.е. неправильной интерпретации импульсов самим мозгом. Преобразование механических колебаний в нервные импульсы осуществляется тонкими волосковыми клетками улитки, которые могут быть механически повреждены в результате длительного воздействия интенсивного шума, например канонады или грохота станков. Некоторые антибиотики и другие лекарственные средства, а также тяжелые инфекции, например менингит, тоже могут разрушать волосковые клетки. Постепенная дегенерация улитки нередко развивается с возрастом (старческая тугоухость) или в результате некоторых наследственных заболеваний. Если слуховой нерв не затронут, то слух удается частично восстановить путем вживления электрического стимулятора (улиточного протеза). Передача нервных импульсов от улитки в мозг иногда бывает заблокирована опухолью, давящей на слуховой нерв. Многие части слухового анализатора чувствительны к нарушению кровотока и кислородному голоданию, поэтому нарушения мозгового кровообращения могут вызвать как нейросенсорную глухоту, так и ухудшение перцепции, вызванное повреждением слуховой коры мозга.

Оказание помощи и обучение при глухоте.

В настоящее время разработано много реабилитационных методик для помощи людям с необратимой потерей слуха, частичной или полной. Так, часто прибегают к усилению звука с помощью электронных слуховых аппаратов. Тщательный подбор аппаратов и специальные программы обучения правильному их использованию дают хорошие результаты. Те, кто не слышит голос по обычному телефону, могут пользоваться телефонным аппаратом для глухих с клавиатурой и экраном. См. также ТЕЛЕФОН.

Еще одна методика – чтение по губам; больного учат наблюдать за движением губ и лица говорящего и таким образом воспринимать речь. Для тех, кому потеря слуха помешала научиться говорить, или тех, кто говорит неразборчиво, разработана особая методика обучения речи. Для глухих от рождения или потерявших слух в раннем детстве существует целая система специального обучения. СЛУХ; УХО.