Также по теме

ПЕДИАТРИЯ

ПЕДИАТРИЯ, раздел медицины, занимающийся детскими болезнями и уходом за здоровыми и больными детьми любого возраста. Термин «педиатрия» имеет греческие корни: pais (paidos) – ребенок и iatreia – лечение. В соответствии с названием первоначально этот раздел медицины имел дело с болезнями раннего периода жизни и с лечением больных детей. В настоящее время педиатрия охватывает все аспекты жизни и развития детей, прямо или косвенно касающиеся их здоровья.

Исторический аспект.

Описания отдельных детских заболеваний появились в медицинской литературе еще в античные времена. В Средние века и в начале Нового времени было написано несколько книг по уходу за детьми. В Европе в тот период уже существовали специальные приюты для подкидышей; начало им положила построенная в 1421 во Флоренции богадельня Невинных младенцев. В США первая больница, принимавшая детей, появилась лишь в 1855. Педиатрия стала особой отраслью медицинских знаний, когда Э.Джакоби, основав в Нью-Йорке первую в США детскую клинику (1860), выдвинул идею специфики детских заболеваний.

Лечение детских болезней.

Основная причина обособления педиатрии как одного из важнейших разделов медицины заключается в том, что ребенка нельзя рассматривать упрощенно, считая его маленьким взрослым. Лечение детей в случае болезни и уход за ними, когда они здоровы, существенно отличаются от подходов, используемых в медицине для взрослых. Ребенок не просто маленький, для него характерна анатомическая, физиологическая, эмоциональная и иммунологическая незрелость. Вследствие этого детям свойственны заболевания, редко встречающиеся у взрослых, а течение и исход тех болезней, которые возникают и у детей, и у взрослых, зависят от степени зрелости заболевшего ребенка. Более того, поскольку организм ребенка постоянно растет и развивается, нарушения этих процессов приводят к заболеваниям, никогда не встречающимся у взрослых. Например, рахит развивается лишь в раннем детстве.

Не только организм ребенка сильно отличается от организма взрослого, но и дети разных возрастов от рождения до зрелости тоже различаются между собой. С возрастом существенно изменяются реакции ребенка на окружающие условия, его пищевые потребности, способность противостоять инфекциям и переносить разнообразные заболевания.

Чтобы эффективно применять лекарственные средства при лечении детей, необходимо знать не только соответствующие возрасту дозировки, но и переносимость каждого препарата. Появление различных противомикробных лекарственных средств, таких, как сульфаниламиды, пенициллин и стрептомицин, а впоследствии многих других антибиотиков широкого спектра действия, произвело переворот в лечении большинства бактериальных инфекций, характерных как для детей, так и для взрослых. Однако их применение в педиатрии осложняется рядом специфических проблем.

Периоды развития ребенка.

В сфере интересов педиатрии – здоровье человека на всем протяжении его развития от зачатия до зрелости, т.е. почти два первых десятилетия жизни, которые можно разделить на несколько периодов. В каждом из них дети существенно различаются по физическим и психологическим особенностям, а также по умственным способностям.

Пренатальный период.

Принято считать, что детство начинается с рождения, но для здоровья и развития ребенка важнейшее значение имеет пренатальный (внутриутробный) период жизни, когда плод еще созревает в матке. Два первых месяца внутриутробного развития, т.е. эмбриональный период, характеризуются быстрым размножением и дифференцировкой клеток. В результате из единственной оплодотворенной яйцеклетки развивается эмбрион, в общих чертах напоминающий младенца и имеющий закладки всех органов. В этот период организм наиболее восприимчив к таким вредным воздействиям, как облучение, недостаток кислорода, физическая травма и интоксикации вирусного или иного происхождения, каждое из которых может вызвать врожденные пороки развития любого органа. В следующие семь месяцев внутриутробной жизни, т.н. фетальный период, происходят рост и созревание органов плода до той стадии функционального развития, которая необходима для выживания вне тела матери после родов. В этот период беременности мать должна получать достаточное питание, чтобы физиологические процессы в ее организме могли обеспечить нормальное развитие плода и его возрастающие потребности. У нее должны быть исключены передающиеся плоду инфекционные заболевания типа сифилиса. Для обеспечения полноценного питания плода необходимо также нормальное функционирование плаценты. Кроме того, нужно избегать опасности преждевременных родов.

Если обратиться к причинам смерти младенцев, то к ним относятся: пороки развития, возникшие в пренатальный период под влиянием неблагоприятных обстоятельств; недоношенность; травмы новорожденных во время родовых схваток или родоразрешения. Исключительная важность нормального течения пренатального периода настолько хорошо известна, что врачи-акушеры регулярно обследуют женщин начиная с первых месяцев беременности, чтобы корректировать нарушения питания, поддерживать на хорошем уровне общее состояние здоровья, предотвращать патологию беременности, физически и эмоционально подготавливать женщину к появлению на свет ребенка, а также своевременно лечить осложнения беременности.

Постнатальное развитие.

Обычно выделяют следующие стадии постнатального (послеродового) развития ребенка: 1) период новорожденности – первый месяц после рождения; 2) собственно младенчество – со второго месяца до года жизни; 3) позднее младенчество (или переходный период) – второй год жизни; 4) дошкольный (младший детский) возраст – от 2 до 6 лет; 5) школьный (старший детский) возраст – обычно от 6 до 10 лет для девочек и от 6 до 12 лет для мальчиков; 6) подростковый (включая юношеский) возраст – от 10 до 18 лет для девочек и от 12 до 20 лет для мальчиков. На сроках подросткового возраста начинают сказываться половые различия: у девочек он наступает примерно на два года раньше, чем у мальчиков. Главные его черты: половое созревание, быстрый рост тела и формирование личности, свойственной взрослому человеку. Начало и завершение развития всех этих признаков имеют значительные индивидуальные различия.

Выявление характерных признаков и определение специфических потребностей развития детей каждой возрастной группы – одна из важных задач педиатрии. Например, когда было обнаружено, что темп роста ребенка заметно снижается на втором году жизни, стало понятнее, почему в этот период почти всегда у детей ухудшается аппетит. Различия в реактивности, свойственные детям разного возраста, решающим образом влияют на течение и исход разнообразных заболеваний.

Влияние среды.

Состояние здоровья ребенка сильно зависит от факторов среды, тогда как с достижением зрелости большинство людей адаптируется к ним. Оценить сравнительную важность отдельных факторов довольно трудно, однако неблагополучная среда обычно характеризуется рядом очевидных отрицательных признаков. Например, низкий экономический уровень семьи увеличивает вероятность неполноценного питания, скученности проживания, отсутствия чистоты и солнечного света в жилище, часто сочетается с чрезмерной трудовой занятостью матерей, их невежеством и как следствие отсутствием хорошего ухода за ребенком. В такой ситуации многократно возрастают детская, особенно младенческая, заболеваемость и смертность. Состояние здоровья детей младшего возраста может меняться в зависимости от времени года. В США, несмотря на борьбу с кишечными инфекциями, смертность от них летом выше, чем зимой. Смертность же от болезней органов дыхания в три раза выше в январе, чем в июле. Даже в пределах США выявлены поразительные географические различия детской смертности от дизентерии: она более чем в 10 раз выше в одном из южных штатов, чем в одном из северных.

Окружение ребенка имеет большое значение в развитии детских психических расстройств, наиболее важный фактор здесь – нестабильность семьи.

Причины детской смертности.

В разных странах и в различных условиях обитания главные причины детской заболеваемости и смертности, безусловно, неодинаковы. Кроме географических имеются также специфические различия причин заболеваемости и смертности детей разного возраста.