Также по теме

СЕКСОЛОГИЯ

СЕКСОЛОГИЯ – междисциплинарная область научных исследований пола и сексуальности, включая их анатомические, физиологические, психологические, медицинские, социологические, антропологические, исторические, правовые, религиозные, литературные и художественные аспекты.

Возникновение сексологии.

Соотношение разных элементов сексологического знания менялось в ходе истории. Древняя эротология («наука и искусство любви») народов Востока видела в сексуальности естественную сторону человеческой жизни и подходила к ней не аналитически, а синкретически, предлагая людям целостную жизненную философию, включая определенное отношение к телу и чувственности. Европейская культура нового времени, сложившаяся на основе христианства, в отличие от античной или древневосточной, была последовательно антисексуальной. Не только половая жизнь, но весь телесный «низ» считались грязными и непристойными, о чем порядочным людям не полагалось думать и тем более говорить вслух.

Родоначальниками сексологии, начавшими систематическое изучение половой жизни, были врачи – профессор психиатрии Венского университета Рихард фон Крафт-Эбинг (1840–1902), швейцарский энтомолог, психиатр и невропатолог Август Форель (1848–1931), немецкие психиатры Альберт Молль (1862–1939) и Магнус Хиршфельд (1868–1935), австрийский психиатр, создатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856–1939), немецкий дерматолог и венеролог Иван Блох (1872–1922) и английский публицист, фармацевт по образованию Генри Хэвлок Эллис (1859–1939). Врачам чаще приходилось сталкиваться с необычными формами сексуальности, от которых с негодованием отворачивалось ханжеское общество. Кроме того, клиники, особенно психиатрические, были в какой-то степени ограждены от морально-религиозной критики.

Но защита эта была ненадежной. Старая богословская идея о греховности половой жизни превратилась в массовом сознании в прочное убеждение, что у всякого, кого интересует «секс», что-то по этой части не в порядке. Но ведь никто не думает, что физиологией питания занимаются обязательно обжоры (а может быть, язвенники?), языкознанием – косноязычные, психологией мышления – дебилы, а криминологией – потенциальные преступники. Сексуальность же – предмет общеинтересный, а проблема «нормы» здесь особенно сложна.

Освобождаясь от власти религиозной морали, сексология опиралась прежде всего на биологию. Репродуктивная биология, то есть раздел биологии, посвященный вопросам продолжения рода, включая анатомию и физиологию половой системы, получила признание и практическое применение в акушерстве и гинекологии задолго до 19 в. Кроме того, биология была ведущей отраслью естествознания второй половины 19 в., эволюционная теория Дарвина служила методологической основой для других наук.

Но можно ли свести сексуальное поведение к инстинкту размножения? Массовая, «нормальная» половая жизнь казалась ученым сравнительно простой, однозначной, не требующей особых объяснений. Другое дело – «половые извращения», к числу которых относили все морально осуждаемые формы сексуального поведения и вообще всякий секс, не связанный с продолжением рода. Наивность ранних теорий пола не только тем, что они пытались свести сложные социальные и психические явления к простым и элементарным биологическим законам, но и тем, что сама биология, к которой апеллировали ученые, была еще весьма неразвита. Дефицит достоверных эмпирических данных (даже половые гормоны еще не были открыты) неизбежно восполнялся умозрительными общими построениями, отправной точкой которых служили привычные нормы обыденного сознания и традиционной морали. Большинство ученых 19 в., подобно христианским богословам, видели единственный смысл и оправдание половой жизни в продолжении рода. Все формы сексуальности, не связанные с деторождением, в свете такой установки выглядели не только безнравственными, но и «противоестественными» (этот термин пришел в биологию непосредственно из богословия).

Но что значит – вести себя естественно? Следовать примеру природы? Предписание слишком неопределенно, природа дает разные примеры, да и сам человек существенно изменяет ее, создает «вторую природу». Подражать животным? Тогда история культуры оказывается сплошным регрессом; кроме того, разные виды животных ведут себя по-разному. Руководствоваться «самоочевидным» предназначением органов тела, употребляя их только так и не иначе: глаза – чтобы видеть, желудок – чтобы переваривать пищу и т.д.? Но органы тела большей частью полифункциональны и к тому же взаимосвязаны. Это в полной мере относится и к половой системе.