Содержание статьи
    Также по теме

    БАЛАЛАЙКА

    БАЛАЛАЙКА — народный русский музыкальный щипковый струнный инструмент.

    Сведения о балалайке впервые появляются в письменных памятниках не ранее 18 столетия. Балалайка оттеснила исчезающую к тому времени из употребления домру. Вероятно, балалайка — татарского происхождения и являлась, по мнению русского музыкального критика, теоретика музыки и композитора А.С.Фаминцына (1841–1896), видоизменением домры.

    Первоначально этот инструмент состоял из овального кузова, длинной шейки и двух струн, настроенных на кварту mi–la: игра производилась посредством плектра, щепочки или перышка. Современная же балалайка состоит из кузова с треугольной декой и сравнительно короткого грифа. Обычно в треугольной деке в виде звезды делаются шесть миндалевидных, иногда круглых отверстия (голосников), назначение которых такое же, как у скрипичных эфов. На грифе три колка, на которых располагаются струны.

    Первые две струны строятся в унисон mi, а третья в кварту la. Существует также строй в квинту do и sol (по М.О.Петухову (1843–1895), русскому инструментоведу и теоретику музыки.

    На грифе нынешней балалайки имеется от 16 до 31 лада из металла. До конца 19 века их было максимум 7 (иногда поперек шейки навязывались всего четыре кишечные струны, обозначавших лады).

    Особенно распространена балалайка была в России в конце 18 – начале 19 вв. Во второй половине 19 века она уступила ставшей более популярной гармонике, однако в начале 20 века, благодаря усилиям композитора и виртуоза-балалаечника В.В.Андреева (1861–1918), создателя и руководителя первого в России оркестра народных инструментов, балалайка вновь стала очень распространенным инструментом, особенно в народе.

    Балалайка используется как ансамблевый, оркестровый или сольный концертный инструмент. Длина этого инструмента может быть от 600 мм до 170 см. В оркестрах, исполняющих народную музыку, употребляются балалайки разной величины (например, примы, секунды, альты, басы; контрбасы, дисканты).

    Литература

    Фаминцын А.С. Домра и сродные ей инструменты русского народа.  СПб, 1891

    Петухов М.О. Народные музыкальные инструменты музея Санкт-Петербургской консерватории. СПб, 1884