Содержание статьи
    Также по теме

    СКИФЫ

    СКИФЫ – ираноязычные кочевые племена, предположительно вторгшиеся в Северное Причерноморье, Крым и Понтийские (Черноморские) степи с востока (по всей вероятности из Центральной Азии и Сибири) в VIII–VII в. до н.э. Обитали на обширных территориях Северного Причерноморья и Крымского полуострова. О скифах упоминают древнегреческие историки Геродот и Страбон.

    Около VII в. до н.э. скифские кочевники завоевывают Северное Причерноморье, вытесняют обитавших там ранее киммерийцев и устремляются в Закавказье, Малую и Переднюю Азию (Урарту, Мидия, Сирия, Палестина). Под ударами скифов правитель Урарту Сардури III ок. 640 до н.э. обратился за помощью к ассирийскому царю Ашшурбанипалу, признав свою вассальную зависимость от Ассирии. Скифо-ассирийские отношения той эпохи были сложными и неоднозначными – от жестоких противостояний к созданию коалиции против могущественной Мидии.

    Около 590 до н.э. часть скифов, разгромленная мидянами, ушла на север, за Кавказский хребет, а другая часть, по свидетельству Геродота, бежала в Малую Азию, став причиной войны между мидийским царем Киаксаром и лидийским царем Алиаттом.

    На Северном Кавказе и в Восточном Закавказье происходило слияние туземного населения со скифскими пришельцами. Несмотря на скудные исторические факты, можно сказать, что скифское нашествие в Переднюю Азию было значительным событием и послужило установлению тесных связей Причерноморья со странами древнего Востока.

    По сведениям Геродота, скифы подразделялись на ряд крупных племенных объединений: так называемые царские скифы обитали в степях междуречья Днепра и Дона; скифы-кочевники населяли территории нижнего Днепра и северо-западного (степного) Крыма; скифы-земледельцы – между Днепром и Ингулом (Приднепровская возвышенность); эллино-скифы (каллапиды) – в бассейне Южного Буга; алазоны и скифы-пахари обитали на север от эллино-скифов.

    В 514–513 до н.э. между скифами и персидским царем Дарием I вспыхнула война, которая повлекла за собой политическое сплочение скифов.

    В V–IV вв. до н.э. скифский племенной союз превращается в рабовладельческое государственное объединение.

    Объединителем скифской державы считается царь Атей (40-е года IV в. до н.э.), взявший под свой контроль территории от Дуная до Азовского моря. Однако около 339 до н.э. Атей погибает в войне с македонским царем Филиппом II. Через 8 лет в Скифию вторгся фракийский наместник Александра Македонского Зопирион. Греки осадили Ольвию (античная греческая колония к югу от совр. Николаева), однако скифам удалось разгромить македонское войско и заключить перемирие с Александром Македонским (см. также АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ (МАКЕДОНСКИЙ)).

    К концу III в. до н.э. в Северное Причерноморье из-за Дона вторглись кочевые ираноязычные племена сарматов. Под их натиском скифы были вынуждены сместиться на юг, в Крым, и основать свою новую столицу Неаполь (близ современного Симферополя). Помимо Крыма, скифы господствовали в низовьях Днепра и Буга (см. САРМАТЫ).

    Ко II в. до н.э. скифы подчинили себе ряд территорий Херсонеса и Ольвию. Некоторые историки склонны считать этот период наивысшим расцветом скифского царства в Крыму.

    В 110–109 до н.э. в войне против Диофанта (полководца понтийского царя Митридата VI Эвпатора), выступившего на стороне Херсонеса, скифы потерпели поражение.

    Во второй половине I в. до н.э., при царях Фарзое и Инисмее, скифы попытались восстановить свое былое могущество. Между Боспорским царством и крымским государством скифов неоднократно возникали войны за господство в регионе Северного Причерноморья. Скифское царство в Крыму просуществовало до второй половины 3 в. и было завоевано и разрушено во время готского нашествия. Впоследствии скифы смешались с племенами, пришедшими с востока во время Великого переселения народов, практически полностью утратив свою самобытность и этническое своеобразие.

    Многочисленные археологические раскопки скифских захоронений (в том числе Каменское городище на Нижнем Днепре около Никополя V в. до н.э.) дают нам представление об обычаях, быте, культуре и техническом уровне развития скифов той эпохи. В конструктивно сложных погребальных царских курганах были обнаружены захоронения жен и наложниц, слуг и рабов, лошадей и домашних питомцев, а так же холодное оружие с богатыми золотыми инкрустациями, золотая, серебряная и расписная керамическая посуда, разнообразные ювелирные изделия и т.д.

    Скифское влияние прослеживается в последующей истории северного Причерноморья (Украины, России) и Крымского полуострова. Скудность исторических сведений о скифах по сей день вызывает возникновение у историков различных теорий и гипотез о скифской эпохе в истории Древнего Мира.