БИЛЗ, КАРЛАЙЛ

БИЛЗ, КАРЛАЙЛ (Beals, Carlyle S.) (1899–1979), канадский астроном. Родился 29 июня 1899 в Кансо (провинция Новая Шотландия, Канада). Окончил Акадийский университет в 1919. Продолжал образование в университетах Торонто и Лондона. В 1926–1927 работал в Акадийском университете, в 1927–1964 в Доминьонской астрофизической обсерватории в Виктории (Британская Колумбия); с 1946 в должности директора. Заняв в 1946 пост руководителя всех канадских правительственных обсерваторий, внес большой вклад в их оснащение современным оборудованием, в развитие астрофизических и геофизических исследований в Канаде.

Работы Билза посвящены спектроскопии звезд и межзвездного вещества. Ученый детально исследовал в спектрах звезд линии межзвездных натрия и кальция; в 1936 обнаружил сложную структуру этих линий у некоторых звезд, свидетельствующую о существовании нескольких поглощающих облаков между звездой и наблюдателем. Провел детальные исследования спектров звезд типов Вольфа – Райе, P Лебедя и новых звезд. Показал, что наблюдаемые изменения в спектрах этих нестационарных звезд обусловлены истечением вещества с их поверхности. Разработал классификацию спектров звезд Вольфа – Райе и построил для них шкалу температур, основанную на интенсивностях эмиссионных линий. На территории Канады открыл и исследовал ряд древних кратеров, образовавшихся в результате падения крупных метеоритов.

Билз был президентом Канадского королевского астрономического общества (1952), Американского астрономического общества (1962–1964). Награжден Золотой медалью Канадского королевского общества (1957), медалью им. Ф.Леонарда Американского метеоритного общества (1966) и др.

Умер Билз в Торонто 2 июля 1979.

National Research Council Canada     КАРЛАЙЛ БИЛЗ