АРАГО, ДОМИНИК ФРАНСУА

АРАГО, ДОМИНИК ФРАНСУА (Arago, Dominique François Jean) (1786–1853), французский физик, астроном и политический деятель. Родился 26 февраля 1786 в Эстажеле (Восточные Пиренеи). Учился в Политехнической школе в Париже. В 1809–1831 – профессор аналитической геометрии в этой школе. В 1830 назначен директором Парижской обсерватории и непременным секретарем Парижской академии наук. В 1830–1848 – член Палаты депутатов от округа Нижняя Сена. После революции 1848 вошел в состав временного правительства, занимал пост военно-морского министра.

Научные работы Араго посвящены магнетизму, оптике, астрономии. В 1811 он открыл хроматическую поляризацию света (независимо от Ж.Био и Д.Брюстера), впервые наблюдал вращение плоскости поляризации света в кварце. В 1820 обнаружил намагничивание железных опилок вблизи проводника с током (магнитная индукция), а в 1824 продемонстрировал действие вращающейся металлической пластинки на магнитную стрелку (магнетизм вращения). Установил связь между северным сиянием и магнитными бурями (изменениями напряженности магнитного поля Земли).

Араго сконструировал ряд оптических приборов, использовавшихся в астрономии, физике и метеорологии: полярископ (1811), уланометр (прибор для измерения голубизны неба) (1815), фотометр для определения блеска звезд (1833).

Араго придерживался волновой теории света Френеля и в 1838 описал схему эксперимента, позволявшего сравнивать скорости света в воздухе и более плотных средах – воде и стекле (поставлен в 1850 А.Физо и Л.Фуко). По указаниям Араго У.Леверье провел математический анализ отклонений в движении планеты Уран, в результате чего была открыта – «на кончике пера» – планета Нептун.

См. также ОПТИЧЕСКАЯ ИЗОМЕРИЯ.

Умер Араго в Париже 2 октября 1853.

ДОМИНИК ФРАНСУА АРАГО  The Burndy Library, Dibner Institute for the History of Science and Technology, Cambridge, Massachusetts.

Литература