Содержание статьи
    Также по теме

    ФАН-ДЕР-ФЛИТ, АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ

    ФАН-ДЕР-ФЛИТ, АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ (1870–1941) – русский инженер и ученый в области прикладной механики. Родился в Петербурге 29 октября (10 ноября) 1870 в семье профессора физики Петербургского университета Петра Петровича Фан-дер-Флита. Семья эта голландского происхождения обосновалась в России в первой половине 18 в. Мать Александра Петровича была сестрой известного русского литературоведа А.Н.Пыпина. В 1889 Фан-дер-Флит окончил гимназию при Историко-филологическом институте и поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, математическое отделение которого окончил в 1895 с дипломом 1-ой степени, после чего был оставлен на два года при кафедре практической и теоретической механики «для подготовки к профессорскому званию» (это понятие промежуточное между нынешней аспирантурой и докторантурой).

    С 1902 Фан-дер-Флит вел преподавательскую работу на Кораблестроительном отделении незадолго до того учрежденного и только что открывшегося Санкт-Петербургского Политехнического института. Здесь его деятельность почти сразу же сосредоточилась на кафедре теории корабля, где он начал читать лекции уже в 1903.

    Интерес к теории корабля появился у Александра Петровича в результате увлечения парусным спортом сначала в качестве любителя, а потом и конструктора яхт. В 1899 он спроектировал рассчитанную для плавания во льдах яхту «Мечта» для полярной экспедиции известного художника А.А.Борисова (1866–1934) и судно для службы рыболовства на Аральском море.

    В 1904 после защиты диссертации Изгиб симметрично нагруженных, сжатых и вытянутых балок со свободными и заделанными концами Александр Петрович был утвержден «в звании адъюнкта института по кораблестроению без особого испытания и без прочтения пробных лекций» и назначен экстраординарным профессором. В 1906–1909 – секретарь Кораблестроительного отделения, а с 1909 – ординарный профессор Политехнического института по кафедре теории корабля. Ему принадлежит фундаментальный трехтомный курс Теория корабля. Неоднократно Фан-дер-Флиту поручалось временное исправление должности декана Кораблестроительного отделения и директора Политехнического института.

    Одновременно с работой в Политехническом институте был в течение ряда лет инженером Главного правления Императорского Российского общества спасения на водах. Лодки конструкции Фан-дер-Флита использовались Петербургской спасательной службой. В Галерной гавани функционировала «Яхтенная верфь А.П.Фан-дер-Флита», занимавшаяся постройкой и проектированием спасательных ботов и лодок, парусных и моторных яхт, моторных лодок, мелкосидящих судов разного типа, а также буеров для катания на льду.

    С 1909 Фан-дер-Флит начал читать также курс аэродинамики на организованных при Кораблестроительном отделении Политехнического института воздухоплавательных курсах. В начале 1911 он опубликовал обширный курс Аэромеханики, охватывавший широкий круг вопросов и явившийся первым русским руководством такого рода.

    Принимал участие в работе всех трех Всероссийских воздухоплавательных съездов, выступал с докладами на первых двух (1911, 1912) и был председателем секции «Научные основы воздухоплавания» и почетным членом третьего съезда (1914). Участвовал и в издании научно-технических журналов («Теплоход», «Техника воздухоплавания»).

    Санкт-Петербургский / Петроградский Политехнический институт сыграл важную роль в подготовке кадров для отечественной авиации. В 1909 при Кораблестроительном отделении открылись Курсы авиации и воздухоплавания – первая высшая авиационная школа России, имевшая право выдавать дипломы и свидетельства об авиационном образовании. В 1912 для теоретической подготовки офицеров, изъявивших желание стать военными летчиками, при том же отделении института были открыты Офицерские теоретические курсы авиации и воздухоплавания, носившие имя В.В.Захарова, в честь крупного западноевропейского промышленника русского происхождения, который жертвовал средства на развитие авиации в России. После начала Первой мировой войны были открыты параллельные Курсы авиации и воздухоплавания для теоретической подготовки будущих летчиков из числа добровольцев (как тогда говорили, «охотников»), не имевших офицерского звания. В 1915 на курсах появилось специализированное отделение по гидроавиации. В те же годы открылись и Курсы авиамехаников. В конце 1916 при Политехническом институте было создано конструкторское бюро авиационной испытательной станции Морского ведомства. Таким образом, вплоть до 1917 Политехнический институт готовил кадры как для авиационной промышленности, так и для военной авиации.

    А.П.Фан-дер-Флит курировал в Политехническом институте всю сеть учебных заведений авиационного профиля и преподавал в некоторых из них. Среди его учеников был ряд известных авиаконструкторов и летчиков, в том числе Н.Н.Поликарпов (1892–1944).

    Параллельно с работой в Политехническом институте, получившем в 1910 имя Петра Великого, Фан-дер-Флит состоял с 1908 профессором Императорского Лесного института по кафедре прикладной механики, а с 1911 – директор этого института. В 1915 назначен членом Совета Министра земледелия. От директорства в Лесном институте Александр Петрович отказался в связи с трениями, возникшими у него с консервативной профессурой этого учебного заведения.

    В 1912 удостоился «Высочайшей благодарности за выдающуюся распорядительность и примерное исполнение служебных обязанностей», а в 1914 получил чин действительного статского советника, эквивалентный первому военному генеральскому чину.

    В годы Первой мировой войны принимал участие в научно-технических консультациях по военным вопросам и, в частности, в связи с создававшейся по инициативе Великого князя Александра Михайловича военной авиацией. В 1916 он был введен в качестве постоянного члена в Технический комитет учрежденного тогда Управления военно-воздушного флота. Здесь он занимался решением ряда проблем, связанных с анализом конструкций и аэродинамики построенных и проектировавшихся самолетов. В этой роли проводил, например, в мае 1917 совместно с профессорами С.П.Тимошенко и Г.А.Ботезатом, ответственную экспертизу прочности и надежности модифицированного варианта аэроплана И.И.Сикорского «Илья Муромец». После февральской революции был введен, наряду с «нижними чинами», а также профессорами Г.А.Ботезатом, Н.Е.Жуковским, Н.А.Рыниным и С.П.Тимошенко, в организационную комиссию по созыву (несостоявшегося) «Всероссийского съезда всех деятелей авиации и воздухоплавания».

    В разгар Первой мировой войны Управление военно-воздушного флота предприняло организацию под Херсоном крупного многопрофильного авиационного комплекса («Авиагородка»). К научному руководству Авиагородком были привлечены Г.А.Ботезат и А.П.Фан-дер-Флит. Однако постройка этого комплекса в 1917 была еще весьма далека от завершения. Александр Петрович оставался в Петрограде до осени 1917, когда он был командирован по делам Авиагородка в Херсон. После октябрьского переворота работы по развитию Авиагородка были прекращены, а оставшийся в Херсоне Фан-дер-Флит принял участие в создании Херсонского политехнического института, для которого подготовил тогда же и ряд учебников. Институт в Херсоне был открыт летом 1918 и закрыт вскоре после восстановления там советской власти, осенью 1920.

    Положение в городе было тяжелым, бесконечная смена властей снижала уровень жизни, так что профессор, согласно воспоминаниям его дочери, ходил на лекции, порой, босиком, а средства к существованию добывала его жена, изготовляя кукол из тряпья и торгуя ими на рынке. В 1920 Фан-дер-Флит принял обусловленное создавшейся ситуацией решение эмигрировать. В достойной самого острого приключенческого романа обстановке Александр Петрович бессменно – без сна и пищи – управлял в течение трехсуточного шторма парусным суденышком, приведя его в Констанцу. Однако румынские власти отказали русским беженцам в высадке на берег, и последние вынуждены были отправиться на том же суденышке в Болгарию. В Варне им разрешили высадиться. Запросив своих коллег в Белграде и Праге и получив приглашения в оба эти университетские города, Фан-дер-Флит выбрал Прагу, и 1 января 1921 вместе с семьей пересек чешскую границу. В 1925 он получил чехословацкое гражданство.