ОМ, ГЕОРГ СИМОН

ОМ, ГЕОРГ СИМОН (Ohm, Georg Simon) (1787–1854), немецкий физик.

Родился 16 марта 1787 в Эрлангене в семье слесаря. Учился в Эрлангенском университете (1805–1806). Преподавал математику и физику в различных гимназиях. Докторскую диссертацию защитил в Эрлангенском университете. Преподавал в Бамберге, Кёльне, Берлине. Профессор Политехнической школы в Нюрнберге, Мюнхенского университета. Большинство открытий Ом сделал за 10-летний период своей работы в одной из школ Кёльна. В 1826 экспериментально открыл основной закон электрической цепи, связывающий между собой силу тока, напряжение и сопротивление. В математическом представлении закон Ома выражается простой формулой V = IR, где V – разность потенциалов (в вольтах) на концах проводника в неразветвленной цепи постоянного тока, I – сила тока (в амперах), R – сопротивление проводника (в омах). Ом показал также, что сопротивление зависит от материала проводника, прямо пропорционально его длине и обратно пропорционально площади поперечного сечения. В 1827 попытался вывести закон из теоретических положений, исходя из аналогии между распространением электричества и теплоты. Ом сопоставил закон для электрического тока с законом для теплового потока, сформулированным Фурье, по аналогии с разностью температур ввел понятие «падения электрических напряжений». Ему принадлежат понятия «электродвижущая сила» (э.д.с.), «проводимость». В 1830 Ом выполнил первые измерения э.д.с. источника тока.

Более поздние работы Ома посвящены акустике, в частности исследованию сложного состава звуков (наличия обертонов). В 1841 ученый был награжден медалью Копли, в 1842 стал членом Королевского общества.

Умер Ом в Мюнхене 7 июля 1854.

AIP Emilio Segre Visual Archives, E. Scott Barr Collection     ГЕОРГ СИМОН ОМ