Содержание статьи
    Также по теме

    ПЕТРОВ, ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ

    ПЕТРОВ, ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ (1912–1987), советский ученый в области математики и механики, организатор науки.

    Родился 18 (31) мая 1912 в городе Пинега Архангельской губернии, в семье политических ссыльных – бывшего студента Московского Императорского университета (ныне МГУ им. М.В.Ломоносова) Ивана Михайловича Петрова и медсестры Анастасии Даниловны. В 1913 семья Петровых переехала во Владимир, в 1916 отца призвали на военную службу и отправили на фронт. С 1917 Петров с матерью жили в г.Иваново-Вознесенск (ныне Иваново) – родном городе отца, который, в 1918 вернувшись с фронта, стал заместителем председателя Иваново-Вознесенского губернского исполнительного комитета. В 1919 в рядах Красной армии он отбыл на Восточный фронт и в том же году умер в Саратове. В 1922 Петров поступил в среднюю школу, закончил ее в 1928 и начал работать на ткацкой фабрике им. 8 Марта учеником ткача, одновременно занимаясь на курсах подготовки в ВУЗ, участвовал в работе местного аэроклуба.

    Петров принадлежит к поколению, пришедшему в науку в 30-е годы прошлого века, это поколение дало видных ученых-механиков М.В.Келдыша, Л.И.Седова, А.А.Дородницына, А.Ю.Ишлинского, Ю.Н.Работнова, Б.В.Раушенбаха, Г.П.Свищева, С.А.Христиановича, А.А.Ильюшина и других. Поступив в 1930 на физико-математический (с 1933 механико-математический) факультет МГУ, Г.И.Петров закончил его в 1935. Заметно выделялся успехами в учебе, сотрудничал в Осоавиахиме, где познакомился с будущим выдающимся авиаконструктором О.К.Антоновым, организовал в университете планерный кружок. В числе других студентов выполнял также большую общественную работу: в частности, с февраля по май 1931 проводил посевную в колхозе с. Деулино Рязанской области.

    По окончании МГУ работал в Центральном аэро-гидродинамическом институту (ЦАГИ), где проходил производственную практику. Участвовал в знаменитом семинаре академика С.А.Чаплыгина. Научные интересы Г.И.Петрова были связаны с различными проблемами аэродинамики и гидродинамики.

    В 1936 в «Технических заметках ЦАГИ» вышла в свет его первая научная работа Применение теплового метода для исследования спектров воздушного потока. Впервые в СССР он применил оптические методы визуального изучения воздушных потоков. В 1937–1940 опубликовал работы Об устойчивости вихревых слоев, О распространении колебаний в вязкой жидкости и возникновении турбулентности, Применение метода Галеркина к задаче об устойчивости движения вязкой жидкости. Работы эти стали классикой теории гидродинамической устойчивости, а развитый в них метод даже получил название метода Галеркина – Петрова. Явился одним из создателей первой в СССР «летающей лаборатории», под его руководством и при непосредственном участии была создана методика экспериментальных исследований пограничного слоя на крыле самолета в натурных условиях. В ЦАГИ работал инженером, старшим инженером, заместителем начальника лаборатории. В 1941 защитил кандидатскую диссертацию.

    В годы Второй мировой войны был начальником группы в Летно-испытательном институте (ЛИИ МАП, г.Жуковский), с ноября 1941 по март 1942 с частью лабораторий ЦАГИ находился в эвакуации (в Новосибирске), работал в области совершенствования аэродинамических и боевых характеристик самолетов. Результаты его работы нашли практическое применение, позволили увеличить скорость истребителей Як-3 и Ла-5.

    В 1942 вернулся в Москву, в ЦАГИ, участвовал в испытаниях новой боевой техники: «летающего танка», буксируемой истребителем крылатой бомбы, руководил определением их аэродинамических характеристик.

    В ноябре 1944 перешел в НИИ-1 (в последствии НИИТП, ныне Государственный научный центр им. М.В.Келдыша), научным руководителем которого в то время был М.В.Келдыш. В 1944–1966 Петров возглавлял отдел (затем лабораторию), в котором исследовались проблемы эффективного торможения сверхзвукового потока во входных диффузорах воздушно- реактивных двигателей. За цикл исследований по этой тематике ему в 1949 была присуждена Сталинская (Государственная) премия 1-й степени. Работа Расчет восстановления давления при переходе от сверхзвукового потока к дозвуковому при различных системах плоских скачков уплотнения (1948, в соавторстве с Е.П.Уховым) послужила началом обширных исследований течений газа такого рода, указала возможность существенного снижения потерь давления путем перехода от торможения потока в одном прямом скачке к торможению с помощью систем косых скачков.

    В 1950 защитил докторскую (технических наук) диссертацию.

    Как исследователь Петров придавал большое значение эксперименту, прекрасно разбирался в его технике. Считал, что теории, даже самые красивые, рано или поздно умирают, а эксперимент остается, говорил: «Эксперимент всегда умнее экспериментатора. Берегите пленки, фотографии, первичные результаты опытов. Через 10 лет Вы найдете в них новые результаты, на которые вначале не обратили внимания».

    В 1952 возглавил проводящиеся в НИИ-1 исследования по созданию ракетных двигателей и обеспечению тепловой защиты тел, движущихся в атмосфере с большими сверхзвуковыми скоростями. Работы проводились совместно с сотрудниками конструкторских бюро С.П.Королева и С.А.Лавочкина.

    Под руководством Петрова в НИИ-1 были созданы уникальные экспериментальные установки со специальными электродуговыми нагревателями большой мощности, позволившие изучить поведение предлагаемых для тепловой защиты материалов в потоках раскаленного воздуха. Полученные результаты были использованы при разработке методов тепловой защиты первых отечественных спускаемых космических аппаратов. В эти же годы работал над созданием «плазменного двигателя». Эти работы носили секретный характер и были неизвестны в широких научных кругах, в связи с чем не были широко известны и заслуги Петрова перед наукой. Список его «открытых» научных публикаций был краток (часть работ удалось «рассекретить» и издать отдельным сборником к 70-летию Петрова). Тем не менее, в 1953 он был избран член-корреспондентом, а в 1958, по представлению Л.И.Седова и С.П.Королева,– действительным членом АН СССР.

    Неоднократно выезжал на запуски и приземления космических аппаратов. В 1961 за особые заслуги в развитии ракетной техники, создании и успешном запуске первого в мире космического корабля «Восток» с человеком на борту ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

    Был фактическим научным руководителем отдела аэродинамики (лабораторий общей аэродинамики, нестационарной аэродинамики, газовой динамики, кинетики газов) созданного в 1959 Института механики МГУ. Тесные научные контакты имела возглавляемая им кафедра МГУ и Вычислительный центр Университета, Петров возглавлял совместный научный семинар по вычислительной газовой динамике.

    В 1961 Петров (с соавторами) получил премию им. Н.Е.Жуковского за исследования по профилированию сверхзвуковых сопел. Работы возглавляемого им коллектива в по профилированию сопел с учетом различных физико-химических процессов, пространственных и нестационарных эффектов, оптимальности характеристик были удостоены Государственной премии СССР в 1979.

    Принимал деятельное участие в создании Института космических исследований АН СССР, с организацией Института в 1965 по рекомендации президента АН СССР М.В.Келдыша стал первым его директором. При его активном участии были разработаны и реализованы программы по изучению Луны, Венеры и Марса. Был председателем Научного совета по проблемам Луны и планет. Занимался проблемой Тунгусского метеорита, предложил теорию, объясняющую это явление (совместно со В.П. Стуловым). Явился одним из создателей новой науки – космической газовой динамики. В должности директора Института проработал до 1973 Оставив пост директора сталзаведующим отделом Института. В 1987 перешел на работу в Институт проблем механики АН СССР.

    Был членом международной академии астронавтики.