Также по теме

ЛИФТ

ЛИФТ, техническое устройство для перевозки по вертикали – между этажами зданий или уровнями шахт – людей, оборудования или грузов в кабине, на платформе или грузонесущими органами конвейера.

Пассажирские лифты.

Кабина пассажирского лифта висит на тросах, перекинутых через шкив приводного механизма и закрепленных противоположными концами на противовесе, и перемещается по жестким направляющим. Благодаря трению тросов о шкив его вращение преобразуется в их поступательное движение. Количество тросов диктуется требованиями надежности и безопасности, при этом каждый из них может выдержать тяжесть кабины и ее нагрузки. При необходимости увеличения трения тросов о шкив, устанавливается дополнительный шкив и ведущий шкив обвивается тросами дважды. Подъемные машины современных лифтов выпускаются двух типов: с зубчатыми механизмами и без таковых. В машинах с зубчатыми механизмами вращение вала приводного двигателя передается главному шкиву геликоидальной или глобоидальной червячной передачей; такие машины применяются в установках, предназначенных для низкоскоростного подъема на небольшую высоту. В машинах без зубчатых передач ведущий шкив сидит непосредственно на валу приводного двигателя; скорость подъема машиной такого типа может достигать 750 м/мин, т.е. предельного значения, при котором пассажиры выдерживают изменения атмосферного давления по высоте.

      АВТОМАТИЧЕСКИЙ ПАССАЖИРСКИЙ ЛИФТ (схема). 1 – компьютер, управляющий работой лифта; 2 – двигатель; 3 – исполнительная система управления лифтом; 4 – тросы подвески кабины; 5 – направляющие ролики; 6 – направляющие рельсы противовеса; 7 – противовес; 8 – направляющие рельсы кабины лифта; 9 – кабина; 10 – механизм открывания дверей кабины; 11 – банк памяти поэтажных данных.

Управление и привод.

Первые лифты с электроприводом управлялись ручным пультом через кабель, проложенный по лифтовой шахте и соединенный с электродвигателем в машинном зале над шахтой. В гидравлических лифтах, кабина которых располагалась на длинном плунжере, ходившем вверх-вниз, для управления клапаном тоже использовался кабель с ручным пультом. Лифтами более поздней конструкции управляли из машинного зала панелью с кнопками и тумблерами, а также селектором (управляющим устройством, которое задает перемещение, остановки, открытие и закрытие дверей лифта).

Высотные лифты.

В современных лифтах высотных зданий положение кабины, ее скорость и ускорение, направление движения, срабатывание дверей и даже его скорость управляются микропроцессором по команде пассажира. Процессор сигнализирует об остановках и движении, контролирует двери и блокировочные устройства лифтовой шахты, в соответствии с его программой исполняющие системы координируют работу многих лифтов, направляя их на заданные этажи; при этом обеспечиваются оптимальные режимы работы всего лифтового хозяйства здания.

Лифты со средней высотой шахты и грузовые лифты.

У подъемников этих типов скорость меньше, чем у высотных; их машины оснащены менее сложной электроникой.

Лифты с короткой шахтой

обычно устанавливаются в небольших зданиях; как правило, это подъемники гидравлического типа с релейной или несложной микропроцессорной системой управления.

Литература

Волков Д.П. и др. Атлас конструкций лифтов. М., 1984
Мелентьев Ю.И., Филатов А.М. Лифтовые подъемные установки. Свердловск, 1985