Также по теме

РЫБОПРОМЫСЛОВЫЕ СУДА

РЫБОПРОМЫСЛОВЫЕ СУДА. В 20 в. в рыбном промысле развитых стран корабли со стальными корпусами и дизельным двигателем постепенно вытеснили деревянные суда с парусной оснасткой. Изменились конструкция, эксплуатационные данные рыбопромысловых судов и их оборудование. В бурном развитии рыбной промышленности лидировали европейские страны, Япония и США.

      ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КОРМОВЫЕ ТРАУЛЕРЫ 1980-х годов строились по принципу наземного рыбозавода; это иллюстрируется на примере советского БМРТ (большого морского рыболовного траулера) «Маяковский». 1 – ведущий шкив; 2 – блок подъемника; 3 – кормовой мостик; 4 – резервный траловый люк; 5 – помещение рыбообработки; 6 – грузовая полумачта; 7 – рыбозагрузочный бункер; 8 – рангоут подъемного крана; 9 – траловый мостик; 10 – морозильная установка; 11 – первая морозильная камера; 12 – административные помещения; 13 – траловая лебедка; 14 – лазарет; 15 – шлюпочная палуба; 16 – камбуз; 17 – провиантский склад; 18 – штурманская рубка и радиорубка; 19 – рулевая рубка; 20 – кают-компания; 21 – рангоут грузовых кранов; 22 – рундук с красками; 23 – кладовые; 24 – верхняя палуба; 25 – главная палуба; 26 – рундук с якорными цепями; 27 – нижняя палуба; 28 – третья морозильная камера; 29 – баки с горючим; 30 – вторая морозильная камера; 31 – емкость с питьевой водой; 32 – бойлер; 33 – главная судовая машина; 34 – машинный трюм; 35 – хранилище рыбной муки; 36 – помещение по производству рыбной муки; 37 – рулевое отделение; 38 – кормовой отсек.

ОРУДИЯ ЛОВА

Тип добывающего (рыболовного) судна определяется его орудиями лова и особенностями соответствующего оборудования, необходимого для конкретного вида промысла.

Тралы.

Размеры и конструкции тралов весьма различны. Сетной мешок любого трала делается в форме воронки с открытым входом, но без выхода. Траловая сеть буксируется парой тросов (ваеров) над морским дном (бывают тралы донные, глубинные и разноглубинные); вход сети всегда поддерживается в открытом состоянии с помощью набора поплавков и пары деревянных распорных щитов, прикрепленных к ваерам и потому действующих по принципу воздушного змея (или плавучего якоря).

      ТРАЛОВЫЙ ЛОВ

Кошельковые невода.

У морского кошелькового невода длинные (как у старинного кошелька) боковые сетные стенки, висящие вертикально; верх их поддерживается поплавками, а низ оттягивается грузилами. Нижняя часть невода устроена так, что может стягиваться и превращаться в ловушку для рыбы. Пойманная рыба скапливается в сравнительно небольшой донной части невода, которая и вынимается на борт судна прикрепленными к ней подъемными канатами.

      КОШЕЛЬКОВЫЙ НЕВОД            КОШЕЛЬКОВЫЙ НЕВОД            КОШЕЛЬКОВЫЙ НЕВОД

Жаберные сети.

В таких сетях рыба застревает, зацепляясь жаберными крышками за ячеи сетного полотна, вершина которого натягивается по прямой линии, а стенка висит вертикально.

      ЖАБЕРНАЯ СЕТЬ

Крючковые снасти.

При лове товарной рыбы применяют снасть типа яруса или перемета (множество крючков на поводках крепится к длинному натянутому шнуру). Концы яруса очень большой длины обычно надежно удерживаются якорями с буями.

      ЛОВ ЯРУСОМ

Драги.

Заборная часть драги представляет собой последовательность металлических скребков, за каждым из которых находится проволочный черпак для сбора сгребаемых с морского дна устриц и морских гребешков. Основным узлом заборной части гидравлической драги для сбора моллюсков являются салазки с ножом спереди и цепным черпаком сзади; водометные сопла, расположенные перед ножом, облегчают съем моллюсков.

Гарпуны.

Гарпун – это метательное орудие, к заднему концу штока которого прикреплен канат; наконечник гарпуна либо зазубрен, либо имеет поворотные лапы, благодаря чему и удерживается в теле кита или рыбы.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА

Исследования районов промысла.

Регулярное изучение рыбных угодий Мирового океана началось после Второй мировой войны и активно ведется при поддержке и под контролем ООН и других международных организаций. Чтобы участвовать в программе этих исследований, многие страны построили специальные исследовательские суда. В последнее время особое значение придается внедрению электронных методов при поиске рыбных косяков, созданию судов, их двигателей и орудий лова усовершенствованной конструкции, более эффективным методам обработки и хранения улова.

Состав рыбопромыслового флота.

Модернизация добычи морепродуктов на базе современной техники радикально изменила сами принципы рыбного промысла, складывавшиеся веками. Современный рыбопромысловый флот состоит из специализированных судов, совокупность которых обеспечивает бесперебойное выполнение всех традиционных задач добычи и переработки в течение длительного периода времени. К ним относятся не только добывающие суда, но и плавучие рыбоперерабатывающие заводы, производственные траулеры-рефрижераторы, плавучие базы и транспортные суда.