Также по теме

АВТОРУЛЕВОЙ

АВТОРУЛЕВОЙ, или гирорулевой, навигационный прибор для автоматического удержания морского судна на заданном курсе по сигналам с опорного гироскопического устройства. Чаще всего этот термин относят к морскому навигационному прибору, управляющие сигналы на который поступают с гирокомпаса. Самолетный гирорулевой обычно именуют автопилотом, потому что не все сигналы, поступающие на него, вырабатываются гироскопическими датчиками. В большинстве случаев гирорулевой держит судно на заданном курсе лучше человека, так как этот точный прибор не знает усталости.

Последовательность действий

гирорулевого такова. Установленное на гирокомпасе контактное устройство подключает одну электрическую схему, когда судно отворачивает влево от курса, и другую, когда оно отклоняется вправо (см. рисунок). Сигнал с соответствующей схемы воздействует на двигатель рулевого механизма, и тот поворачивает руль судна в направлении, противодействующем появившемуся отклонению от курса. См. также ГИРОКОМПАС.

      СХЕМА РАБОТЫ АВТОРУЛЕВОГО. а – судно на заданном курсе; б – судно отклонилось вправо от курса; в – руль отклонился влево, чтобы вернуть судно на курс в соответствии с данными гирокомпаса. 1 – контактное устройство на компасе; 2 – фиксированный элемент (удерживается в заданной ориентации гирокомпасом); 3 – подвижный контакт; 4 – тяга; 5 – руль; 6 – включение схемы, управляющей поворотом руля; 7 – отключение схемы, управляющей поворотом руля.

Литература

Мордовченко Д.Н. Техника эксплуатации авторулевых. М., 1980
Ракитин В.Д. Авторулевые и указатели скорости поворота судна. Л., 1982