Содержание статьи
    Также по теме

    ВОЛЯ

    ВОЛЯ в психологии означает ту сторону или функцию психики, которая связана с внутренним усилием или сознательным выбором в пользу поставленной цели, сопряженным с преодолением внутренних препятствий. Этот выбор проводится в жизнь с помощью последовательности действий, характеризующихся такими признаками, как активность, сознательность, опора на прошлый опыт и целенаправленность, т.е. признаками, отличающими произвольную деятельность от действий непроизвольных.


    В процессе развития психологии понятие воли подвергалось значительным изменениям. Уже у античных атомистов (Демокрит, Эпикур) обсуждается проблема воли, которая связывается с закономерностями движения атомов. У Аристотеля можно обнаружить трактовку воли как «действия по разумному стремлению», представляющего высшую ступень произвольных действий. Декарт полагал, что обладание душой делает человека уникальным живым существом, ибо душа доминирует над животными инстинктами, используя волю в качестве посредника. Позже, когда была признана теория биологической эволюции (Дарвин, Спенсер  и др.), психика человека, наряду с органическими структурами и физиологическими функциями, стала рассматриваться как результат и вместе с тем фактор постепенного эволюционного процесса, а воля – как функция человеческой психики, а не особая независимая сущность. Детерминизм, присущий принципу эволюции, приводит к трудному вопросу о свободе выбора в человеческом поведении. На какой стадии эволюции впервые появляется свобода? Однозначного ответа на этот вопрос пока еще нет.


    Вместе с тем эволюционисты приводят существенные доводы в пользу тезиса о филогенетическом происхождении воли. С приобретением в ходе эволюции дополнительных морфофизиологических структур организм становится более сложным, его подвижность возрастает и среда становится более разнообразной. Поэтому на определенном этапе эволюции рефлекторные и инстинктивные механизмы оказываются недостаточными для приспособления организма к среде и появляется такое новообразование, как сознательная деятельность, служащая направляющим посредником между стимулами и реакциями. Причем воля – лишь одно из проявлений сознательной деятельности (и ее важнейший компонент), в качестве других выступают память, мышление и чувства. С этой точки зрения можно различать произвольное поведение, ориентированное на цель, и непроизвольное поведение, возникающее случайно и не имеющее определенной цели.


    Определить границы между произвольным и непроизвольным поведением весьма сложно. В экспериментальной психологии использовались два метода для исследования этой проблемы: а) испытуемые обучались осуществлять волевой контроль над малоиспользуемыми группами мышц, причем проводился детальный анализ как субъективных ретроспективных отчетов, так и объективной информации о деятельности испытуемых; б) изучались особенности психики индивидов, осуществлявших волевую регуляцию частоты сердцебиения и изменения размеров зрачка, обычно не поддающихся произвольному контролю. В качестве характеристик произвольного поведения были предложены такие факторы, как образы восприятия, имеющие источник непосредственно в движениях, ощущения, связанные с усилиями, эмоции, понимание результата, которого можно достичь с помощью движений, и безóбразное мышление.

    Современные психологи придерживаются мнения, что произвольное и непроизвольное поведение можно дифференцировать, только принимая во внимание природу стимулов, которые их порождают и контролируют. Имеется также сильная тенденция отказаться от использования терминов «воля» и «волевое усилие» в качестве мотивационных факторов человеческого поведения. Ряд психологов считает более плодотворным не разделять поведение человека на произвольное и непроизвольное, а рассматривать действия выше уровня простых рефлексов как часть комплексной системы прижизненно приобретаемых навыков. Поэтому исследования, направленные на понимание процесса формирования навыков, обусловливания и анализа стимулов, контролирующих приобретенные формы поведения, являются весьма перспективными.
     

    Литература