Содержание статьи
    Также по теме

    ЕПИСКОПАЛЬНАЯ СИСТЕМА

    ЕПИСКОПАЛЬНАЯ СИСТЕМА (Sistema hierarchicum episcopale), в католическом церковном праве такая теория, по которой высшая церковная власть принадлежит общему собранию епископов, которому должен подчиняться и папа. Епископальная система составляет противоположность папской системе.

    Средневековая борьба между государством и церковью, особенно в 14 в., подвела к вопросу о границах папской власти. Великий раскол неизбежно должен был привести к мысли о том, что над спорящими папами стоит представленная на Вселенских соборах Церковь. Великие реформаторские соборы 14 в., выдающиеся теологи того времени, в особенности, Парижский университет, развили эту основную мысль епископальной системы чрезвычайно широко и последовательно, а епископальные принципы, которых всегда твердо держалась Франция, вошли в систему французской церкви. Но и в других европейских странах, таких как Нидерланды и Германия, епископальная система нашла своих сторонников – Цегера Бернарда ван Эспена (Jus ecclesiasticum, 1702), писавшего под именем Юстина Феврония епископа Трирского, Николае Гонтгейме (De status Ecclesiae et legitima potestate Romani Pontificus, 1763). Но римская курия на Эмском конгрессе не признала этих принципов и неустанно действовала наперекор им. Провозглашение на Ватиканском соборе (1869–1870) непогрешимого папы всемирным епископом была равносильна абсолютному признанию папской системы. Епископальная же система требует такого церковного режима, по которому папа считался бы только первым меж равных (primus inter pares). Кроме того она утверждает, что Рим лишь по случайным историческим обстоятельствам сделался резиденцией примаса, которая, при необходимости, может быть перенесена в любое другое место, что епископы получают свою власть непосредственно от Бога (Матф., 18,18) и что высшая церковная власть принадлежит только их собору.

    Права, которые с этой точки зрения признаются за примасом, разделяются на необходимые или естественные (Jura essentialia, primigenia, naturalia), – по ним примасу принадлежат высшая честь и юрисдикция, и на приобретенные (jura assidentalia, acquisita, secundaria). В протестантском церковном праве епископской системой называется теория, основанная на том факте, что посредством религиозного мира в Аугсбурге (1555) духовная юрисдикция католических епископов над принадлежащими к аугсбургскому вероисповеданию, впредь до умиротворения религиозных споров, суспендируется, т.е. епископская власть по необходимости временно переходит к правителям, в которых, следовательно, светская власть соединяется с епископской. После того, как князья и магистраты, пользуясь указаниями учителей церкви и при помощи мирян (сословий), приняли на себя верховное управление церковью и учредили консистории, состоящие из духовных и светских лиц, все управление церквей подпало под верховную власть государя; для фактического существующего правового порядка была изобретена  теория перенесения (devolutio) или даже обратного перенесения (revolutio) епископской власти на государей  в силу религиозного мира.

    Общее понятие, лежащее в основе епископской системы, можно найти уже в 16 в., но наиболее разработанное обоснование она получила у теологов 17 в. М.Стефани (De juris dictione, 1611, Франкфурт-на-Майне) и Т.Рейнкинга (Tractatus de regimini seculari et ecclesiastico, 1623, Базель).