Содержание статьи
Также по теме

ЕВРЕИ

ЕВРЕИ, строго говоря – потомки или члены библейского племени или народа по имени «йехуда» (Yehudah) или «иуда» (Judah). Англоязычный термин «Jews» («евреи»), восходящий через латинское слово «Judaeus» к древнееврейскому прилагательному «Yehudah», со временем стал означать последователей иудаизма вообще. В современный период эмансипации евреев в некоторых странах появилась тенденция избегать употребления термина «Jews» и использовать вместо него термины «Hebrew» или «Israelite» («израильтянин») как обладающие мéньшими побочными оттенками значений.

ИУДЕЙСКАЯ ПУСТЫНЯ. IGDA/M.

Обычно допускаемая ошибка и все еще бытующий современный миф заключается в том, что евреев называют «расой». Однако, с точки зрения научного подхода к физическим характеристикам и истории такое представление ошибочно. Исследования антропологов показывают, что евреи ни в коей мере не обладают единством физических характеристик и что в них почти неизменно отражаются физические и интеллектуальные особенности народов тех стран всего мира, в среде которых они живут.

Самое раннее упоминание о евреях обнаруживается в последних книгах Ветхого завета и относится там к сторонникам культа Яхве (Yahweh), практиковавшегося в Иерусалиме в 6 в. до н.э. после вавилонского пленения. Поэтому более широкое употребление термина «Jews» применительно ко времени, предшествующему приблизительно 6 в. до н.э., анахронично. Однако, в реальной практике его используют (также недостаточно корректно) для обозначения того древнееврейскоязычного (Hebrew) или израилитского (Israelite) народа, от которого произошли «иудеи» (Judaei), и по этой причине историю евреев (Jews) невозможно рассматривать, не принимая во внимание ту предшествовавшую ей древнееврейскую, с которой на ранних этапах своего развития она отождествлялась.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Основным и почти единственным источником по истории ивритоязычного (Hebrew) народа (помимо надписей и данных археологии) служит Библия и, особенно, исторические книги Ветхого Завета. Израилиты представлены в Библии в полумифической манере как потомки некоего легендарного героя Авраама, о котором говорят, что он пришел из Месопотамии в Палестину около 2000 до н.э. и дожил там до 175 лет. Его внук Иаков или Израиль поселился впоследствии вместе со своим родом в Египте, где после некоторого периода большого влияния и процветания израилиты оказались обращенными в рабство. Побег из рабства, толчком к которому послужило катастрофическое явление природы, и долгие скитания через Синайскую пустыню на север в Палестину под предводительством Моисея (вероятно ок. 1225 до н.э., хотя некоторые ученые отдают предпочтение библейской дате, этих событий, т.е. считают, что они происходили примерно на 225 лет раньше) являются реальной исходной точкой истории ивритоязычного (Неbrew) народа.

Хотя до недавнего времени некоторые ученые полностью сомневались в исторической достоверности сообщений о событиях, от которых должно было прослеживаться происхождение еврейского народа, сегодня их принципиальное соответствие реальности общепризнано. Тем не менее, многие эксперты полагают, что египетское рабство и последующий «исход» касаются лишь части израилитских племен, и что эти события были позже восприняты как часть своей собственной истории другими племенами, объединившимися с первыми лишь в Палестине благодаря родству и общности интересов. С переходом через Синайский полуостров было связано создание Моисеем среди евреев монотеистической религии, возможно, в примитивной форме, но подразумевавшей строгую дисциплину и моральный закон. С того момента и вне зависимости от последующих ее изменений и развития и даже от того, что ее временами забывали и предавали, эта религия становится отличительной чертой древних евреев точно также, как ей предстояло позже стать таковой и для их потомков евреев. Благодаря этой религии история евреев стала принципиально отличаться от истории других народов Восточного Средиземноморья и продолжала существование еще долго после того, как история других была предана забвению.

Рембрандт Харменс ван Рейн. МОИСЕЙ СО СКРИЖАЛЯМИ ЗАКОНА

Завоевание Палестины.

Из преемников Моисея история особо сохранила память об Иисусе Навине, под чьим предводительством древние евреи впервые утвердили опорный пункт (и сначала, возможно, не более того) в Палестине. Эта опорная позиция позже расширилась в результате процесса смешений, ассимиляции и военных завоеваний до размеров всей страны. В последующий период выдающимися фигурами были Судьи, одной из которых была женщина по имени Дебора. Судьи установили свое влияние над всеми или над частью племен и руководили их сопротивлением чужеземным захватчикам. Кроме того, враждебные отношения у них часто складывались с филистимлянами – соседями с прибрежной средиземноморской равнины: угроза со стороны последних вынудила эти племена создать в 11 в. до н.э. сильное централизованное правительство под руководством талантливого, но обладавшего скверным характером военачальника Саула из племени Вениаминов.

Монархия.

После гибели Саула в сражении его преемником стал Давид, власть которого распространялась сначала на несколько племен, а в конечном итоге на всю страну. Немалые военные и политические способности сочетались в нем как с чрезвычайной чувственностью, так и с глубокой религиозной приверженностью духу своего времени, увековеченному во многих псалмах, ассоциируемых (возможно, только в ретроспекции) с его именем. В его правление военная угроза со стороны филистимлян была ликвидирована, границы государства были утверждены, сохраняя многие из завоеваний Саула, и было создано еще более централизованное правительство.

Плодами этой деятельности воспользовался блистательный сын Давида Соломон, который построил в Иерусалиме грандиозный храм, чтобы подчеркнуть главенствующую роль этого города. Великолепие двора Соломона и его строительные проекты (внушительные остатки которых были открыты в ходе раскопок в Мегиддо и других местах) требовали тяжелого налогообложения и принудительных работ. Широко распространилось недовольство, и после его смерти уже давно очевидные внутри израилитской монархии разделительные тенденции стали реальностью.

Царство Израиль.

При Иеровоаме (ок. 933 – ок. 912 до н.э.) десять северных племен, наиболее важным и наиболее воинственным из которых был дом Ефраима, отделились, создав то, что стало известным как царство Израиль. При всех своих гораздо бóльших размерах и бóльшем богатстве это отделившееся царство никогда не отличалось политической стабильностью: в течение его двухсотлетнего существования им управляло не менее девятнадцати суверенов, принадлежавших к восемнадцати различным династиям. Одним из наиболее успешных был Амврий (ок. 887–876 до н.э.), основавший новую династию и проводивший успешную экспансионистскую политику. Он построил новую столицу в Самарии, по имени которой позже стало известным и само царство. Злоключения Самарии достигли высокой точки в правление амбициозного сына Амврия Ахаве (ок. 876–853 до н.э.), который взял в жены Иезебель, дочь царя Тира, и прилагал усилия к утверждению финикийских концепций религии и абсолютистской формы правления.