Содержание статьи
    Также по теме

    МЕЛЕТИЙ СМОТРИЦКИЙ

    МЕЛЕТИЙ СМОТРИЦКИЙ (до монашества Максим) (1578–1633). Учился в острожской школе, в 1601 поступил в виленскую иезуитскую коллегию. По окончании курса путешествовал по Германии, слушал лекции в Лейпциге и Виттенберге. В 1610 под псевдонимом Феофила Ортолога издал на польском языке книгу Фринос или плач единой Святой, всеобщей апостольской восточной церкви с объяснением догматов веры, направленной против униатов. Однако, вскоре убеждения Мелетия относительно православия изменились; в следующем своем сочинении он развивает мысль, что разница между западной и восточной церковью незначительна.

    Около 1616 Мелетий преподавал в школах виленского монастыря свободные науки и славянский язык по составленной им же грамматике (издана в Вильно в 1618). Книга эта имела большое значение объединения церквей на юго-западе России, где, благодаря усиленной полонизации, был позабыт славянский язык.

    Грамматика Мелетия появилась в Москве (издавалась здесь в 1648, 1721), именно по ней учился М.В.Ломоносов.

    Мелетий в 1618 постригся в монахи, и, будучи членом виленского православного братства и виленским архиепископом, завязал отношения с униатами.

    В 1623 Мелетий через Киев отправился в Константинополь, а оттуда в Палестину, по мнению одних – для принятия унии; другие (Голубев С. Петр Могила и его сподвижники, Киев, 1898) считали, что целью поездки самолюбивого Мелетия было ограничение автономии западных братств. Он вручил от имени восточных патриархов грамоту, наносящую удар по суверенности братских корпораций. Слух о содержании грамоты распространился до его возвращения на родину. Архимандрит Киевско-Печерской Лавры Захария Копыстенский не пустил Мелетия в обитель; его называли отступником, униатом, а грамоту – подложной. Не решаясь показаться в Вильно, Мелетий попросил место в Дерманском монастыре. Оно было ему обещано с условием присоединения к унии. Мелетий согласился и в 1627 тайно примкнул к унии. В этом же году по его инициативе был созван собор в Киеве, на котором Мелетий обещал составить катехизис для православных. В 1628 Мелетий представил на гродненском соборе разъяснение разности исповеданий, по его мнению, незначительных. Доводы его были найдены основательными, и для их обсуждения было решено созвать новый поместный собор. Мелетий поспешил окончить Апологию своего странствования на Восток (Львов, 1628). Цель своей поездки он объяснял желанием узнать у старейшин восточной церкви о догматах благочестия. Убедившись в превосходстве римской церкви, Мелетий предлагает в Апологии православным подчиниться ей, указывая на сопряженные с этим выгоды. Один экземпляр Апологии Мелетий послал Петру Могиле, другой – митрополиту Иову Борецкому на рассмотрение, но не получил от них ответа.

    В августе 1628 появилось в печати начало Апологии на польском языке, приведшее православных в негодование. Уполномоченные от собора потребовали от Мелетия отречения от своей книги. После долгих колебаний Мелетий уступил, и Апология была предана анафеме. Однако, выехав из Киева, Мелетий немедленно написал протест против своего насильственного отречения. С этих пор он открыто называет себя униатом и начинает борьбу с православием. В 1629 появляется его Перенезис, или напоминание народу русскому от М.Смотрицкого. В этом же году появляется книга Антидот священника Мужиловского, резко возражавшего Апологии Смотрицкого. Мелетий ответил ему Екзетезисом – трактатом, написанном не менее резко.

    Больше Мелетий ничего не писал и спокойно жил в Дерманском монастыре до самой своей смерти 27 декабря 1633.