Содержание статьи
    Также по теме

    БУРДЬЕ, ПЬЕР

    БУРДЬЕ, ПЬЕР (Bourdieu, Pierre) (р. 1930), французский социолог и социальный философ. Родился 1 августа 1930 в Дензине (деп. Атлантические Пиренеи). В 1955 окончил Высшую педагогическую школу (Ecole normale superieure) в Париже по специальности «философия». Учился Бурдье у Альтюссера и Фуко.

    Некоторое время преподавал философию в лицее г.Мулен. В 1958 уехал работать в Алжир, где продолжил преподавание и начал свои социологические изыскания. Здесь были опубликованы его первые труды: Социология Алжира (1961), Труд и трудящиеся в Алжире (1964). В 1964 вернулся в Париж, где занял пост директора Высшей практической исследовательской школы (Ecole pratique des hautes etudes). В 1975 им был основан Центр европейской социологии и авторитетный журнал «Ученые труды в социальных науках» («Actes de la recherche en sciences sociales»). В 1981 был избран действительным членом Французской академии.

    Научные работы Бурдье переведены на все европейские языки.

    Теория социальности, которую Бурдье развил в ходе своих этнологических исследований, стремится объяснить возникновение смысла, исходя из структур самой практики, минуя при этом исследование ее генезиса в объективистских или интеллектуалистских категориях. Уже самим своим строением такая теория практики отражает эффект отчуждения, который она производит, объективируя практику и противопоставляя теоретическую рефлексию по поводу практики непосредственному ее переживанию. Вводимый Бурдье термин «габитус» описывает воплощение культурных и социальных норм в телесных схемах субъекта. Будучи результатом аккумулированного опыта, габитус структурирует ожидания и способы видения, которые субъект вырабатывает для овладения ситуациями, возникающими в процессе его деятельности. Социальные и символические структуры неразрывно связаны друг с другом, поскольку мир всегда есть мир, истолкованный в терминах культуры.

    Смысл, который тот или иной субъект имеет в виду, связывает действующего с его действием, и потому обладает конститутивным значением для символически структурированных мнений по поводу социального мира, однако феноменологическое или герменевтическое прояснение этого мира еще не объясняет логики различий между формами действия и формами восприятия, свойственными тем или иным социальным «áкторам». Поэтому теоретики ближе подходят к пониманию логики практики, когда они (а) систематически анализируют опыт, восприятия и действия акторов, используя при этом инструменты эмпирического социального исследования, (б) связывают структурную типологию с конструируемыми полями материальных условий жизни и, наконец, (в) устанавливают систему взаимоотношений между структурами объективных жизненных отношений и субъективных схем действия, с одной стороны, и схемами ожиданий и интерпретаций, которыми располагают акторы, с другой стороны. Такое понимание достигается посредством изначального воздержания от суждений («эпохе») по поводу непосредственного жизненного опыта. Это понимание превосходит возможности герменевтической реконструкции смысла, поскольку опирается на сравнительный анализ отношений между объективными и субъективными, материальными и символическими структурами. Таким образом, возникает модель, соединяющая подчиненные единой логике структуры жизненных отношений, форм деятельности и образцов восприятия; все эти структуры сливаются в единую конструируемую тотальность социального пространства.

    В фундаментальном труде Дистинкция. Социальная критика суждения (La Distinction. Critique social du jugement, 1979) Бурдье применяет описанную методологию к разработке теории современного общества. В этой теории социальное неравенство объясняется, исходя из материальных и символических различий в жизни и переживании, – различий, находящих отражение в характерных для тех или иных классов антиципациях будущего и соответствующих им стратегиях воспроизводства социальных акторов; различий, проявляющихся в постоянной конкуренции между социальными группами и определяющих динамику социального мира. Конструируя эту модель, Бурдье пользуется понятием капитала, которое заимствует у Маркса, хотя и не разделяет его диалектического понимания истории. В отличие от Маркса, Бурдье скептически относится к объективистскому подходу, сторонники которого верят в разрешение социальных противоречий самим развитием общества; эта вера, согласно Бурдье, ведет к ограниченному понятию политики. Предлагаемая им теория практики нацелена на то, чтобы увязать научный анализ с осознанием возможностей политического действия.

    Любой способ видения социального мира указывает на позицию в социальном пространстве, занимаемую наблюдателем. Поэтому всякое видение неизбежно несет на себе отпечаток перспективы и специфичности. И все же научная объективация в состоянии создать модель социального пространства и логики ее воспроизводства. Теория социального пространства в известной мере обладает просветительским потенциалом, поскольку, благодаря ей, неявные предпосылки становятся явными, а социальные различия прочно увязываются с верой в их законность. Поэтому задача интеллектуалов – выявлять эти взаимосвязи и возвращать тем, кто лишен политического слова, силу слова – силу, способную привести к изменениям в символическом конструировании действительности и, тем самым, к изменению реального действия. Служением этой цели объясняются многочисленные выступления Бурдье по злободневным политическим, социальным, экономическим и культурным вопросам.

    Другие публикации ученого – Практический смысл (Le Sens pratique, 1980), Вопросы социологии (Questions de sociologie, 1980), Хомо академикус (Homo academicus, 1984).

    Литература

    Бурдье П. Социология политики. М., 1993

    Бурдье П. Начала. М., 1994