Также по теме

ШАШКИ

ШАШКИ, вид спорта, настольная игра между двумя соперниками специальными круглыми фишками (которые тоже называются шашками) на доске, разделенной на клетки-поля, попеременно окрашенные в темные и светлые цвета. Цель игры – взять все шашки соперника или создать положение, при котором у оставшихся на доске чужих шашек не будет возможности для хода.

Существует немало (национальных) разновидностей шашечной игры, отличающихся друг от друга размерами (количеством клеток-полей) и – реже – формой доски, числом используемых фишек и их начальной расстановкой, правилами хода и взятия и пр. Наиболее распространены игры на 64 и 100 клетках.

Помимо очных соревнований по «классическим» шашкам, проводятся турниры по заочной игре (по переписке, по электронной почте, по телефону), по молниеносным и быстрым шашкам, по составлению и решению шашечных композиций.

      64-КЛЕТОЧНЫЕ ШАШКИ

Правила.

Общие положения. Доска, фигуры.

Играют в шашки на квадратной доске, разделенной на клетки двух контрастных цветов, чередующиеся друг с другом во всех направлениях. Доска во время игры располагается так, чтобы квадрат в ближайшем к игроку левом углу был черного (темного) цвета. У соперников имеется равное количество фишек: у одного – белые (светлые), у другого – черные (темные). Перед началом игры фишки расставляются в несколько рядов на противоположных горизонтальных линиях доски на темных полях (это называется первоначальная расстановка).

Ход, взятие, простые шашки и дамки.

Начинают игру белые. Соперники по очереди делают ходы, передвигая ту или иную свою фишку по диагонали на незанятое темное поле. По ходу игры можно побить, или взять (т.е. снять с доски) оказавшуюся по соседству фишку соперника, «перепрыгивая» на свободное поле прямо за ней (возможны ситуации, когда один из игроков может взять сразу несколько шашек соперника, последовательно перескакивая через них).

Достигнув последней горизонтали на противоположной стороне доски, простая шашка превращается в дамку, что в некоторых вариантах игры (например, в русских шашках) дает ей преимущества перед обычными фишками в характере передвижения по доске и взятии. (В зависимости от наличия/отсутствия подобного преимущества у дамок некоторые классификации подразделяют все шашечные игры на две большие группы: соответственно, «длинные» и «короткие» шашки). Игрок может провести в дамки неограниченное число шашек.

Определение победителя.

Выигрывает партию тот, кто сумеет побить все шашки противника или лишит оставшиеся на доске чужие фишки возможности сделать ход («запрет» их). Если никому из соперников не удается добиться этого (на доске – ничейная ситуация), объявляется ничья. Результат игры может определиться и «досрочно» – в случае, если один из соперников сдается, не доводя партию до конца, или оба они согласны на ничью. Кроме того, спортсмену засчитывается поражение при просрочке времени, отведенного на партию, а также при определенных технических нарушениях или нарушениях дисциплины, допущенных им в ходе игры (соревнований). Ничья может быть также объявлена в ситуации, когда после определенного количества ходов материальное соотношение сил на доске не меняется (число допустимых в этом случае ходов определяется количеством и качеством находящихся на доске фигур), 3 и более раз повторяется одна и та же игровая ситуация (при этом очередной ход каждый раз будет за одной и той же стороной), в окончании «три дамки (владеющие длинной диагональю) против одной» не могут уничтожить ее в течение 15 ходов, и т.д.

(При современном уровне развития теории шашечной игры единоборство мастеров часто заканчиваются ничейным исходом. Во избежание чрезмерного числа ничьих организаторы соревнований иногда проводят их в отличном от классического формате. Так например, национальные и мировые чемпионаты по американским шашкам чекерс подразделяются на два вида: с партиями, играемыми по обычным правилам, и с дебютом установленного образца, когда первые три хода в партии определены заранее.)

Хронометраж.

Определяется регламентом соревнований.

В соревнованиях по русским шашкам обычно используются такие системы:

45 минут на партию каждому из соперников (в микроматчах с классическим дебютом);

1 час на партию каждому участнику (в соревнованиях юношей и пр.);

1 час 10 мин. на первые 35 ходов плюс 15 мин. (в соревнованиях с жеребьевкой первых ходов).

Обычный (или классический) контроль времени в международных шашках составляет 2 часа на первые 50 ходов плюс 1 час на каждые следующие 25 ходов (партии обычно продолжаются не более 75 ходов и занимают в среднем 4–6 часов). Партии переигровки играются с укороченным контролем: 20 мин. на партию с добавлением 10 сек. на каждый ход. Следующий этап: контроль – 10 мин. на партию плюс 5 сек. на ход. Если и в этом случае не удается выявить победителя, новым регламентом предусматривается партия с 10-минутным контролем плюс 5 сек. накопления за сделанный ход, при ничейном ее исходе – еще одна партия с оставшимся на часах временем и т.д. – до «результативного» исхода.

В молниеносной (блиц) игре на всю партию каждому из соперников отводится 3–5 мин, в состязаниях по быстрой игре, – соответственно, от 10 до 30 мин.

Регламент соревнований.

По форме проведения соревнования по шашкам подразделяются на чемпионаты, первенства, турниры, матчи и матч-турниры. Они могут быть личными, командными и лично-командными.

Существует несколько систем проведения соревнований: круговая (участники поочередно встречаются друг с другом – в один или несколько кругов), олимпийская (или с выбыванием: проиграв встречу, спортсмен (команда) выбывает из борьбы), «швейцарская» (т.е. с выборочным жребием: в зависимости от числа участников устанавливается определенное количество туров), «схевенингенская» (участники одной команды/группы поочередно играют с представителями другой команды/группы) и смешанная (на разных этапах состязания используются разные системы). В Южной Америке проводятся соревнования (по бразильским шашкам) по «зачетной системе» аналогично той, что принята в автогонках «Формулы-I»: участники получают определенное количество очков в зависимости от результатов на том или ином этапе, которые затем суммируются.

Участники соревнований подразделяются на несколько возрастных категорий: до 12 лет (мальчики и девочки), 12–13 (младшие юноши/девушки), 14–15 (юноши), 16–17 (старшие юноши), 18–19 (юниоры), не старше 23 (молодежь), от 23 и больше (взрослые). Проводятся также соревнования для ветеранов.

Разновидности шашечной игры.

Русские шашки.

Игра идет на 64-клеточной (8 × 8) доске с той же нотацией, что и в шахматах (для записи ходов или позиций клетки обозначаются по горизонтали латинскими буквами от «a» до «h», по вертикали – цифрами от 1 до 8, отсчет идет из левого нижнего угла – на диаграмме – доски). В распоряжении игроков по 12 шашек, в начале игры занимающих первые три ряда с каждой стороны.

Простая шашка может ходить на одно поле – только вперед по диагонали (влево или вправо), а бить – и вперед, и назад. Дамка ходит (и бьет) в любом направлении по диагонали на любое число свободных полей. Если дамка появилась в результате тихого хода (т.е. без взятия чужой фишки), она имеет право бить не раньше следующего хода. Если же она появилась при ударе (ход со взятием), то – при наличии такой возможности – бьет на том же ходу уже в качестве дамки. По правилам русских шашек, дамка обязана взять чужую шашку – вне зависимости от количества пустых клеток до нее. Обязана брать расположенную по соседству фишку неприятеля и обычная шашка. В ситуации, когда возможно несколько вариантов взятия, игрок может выбирать любой из них по своему усмотрению.