Содержание статьи
    Также по теме

    КАРАТЫГИН, ПЕТР АНДРЕЕВИЧ

    КАРАТЫГИН, ПЕТР АНДРЕЕВИЧ, (1805–1879), актер, драматург, сын А.В.Каратыгина, брат В.А.Каратыгина. Автор воспоминаний Записки, в которых с присущим автору остроумием и наблюдательностью отражена целая театральная эпоха. Записки являются ценным документальным источником для изучения русского театра 19 в. П.А.Каратыгин окончил Петербургское театральное училище в 1821, а в 1832–1838 преподавал. Младший из Каратыгиных не обладал завидной героической внешностью и был создан для комических, водевильных ролей. Он был воспитан на комедиях и уроках А.А.Шаховского, драматурга, режиссера и педагога. Белинский писал: «П.А.Каратыгин – талант односторонний, годный не для многих ролей, но тем не менее весьма замечательный.». В отличие от своего блистательно одаренного брата, П.А.Каратыгин играл в основном эпизодические роли: Загорецкий – Горе от ума, (А.С.Грибоедова), Замухрышкин – Игроки Н.В.Гоголя, фон Фонк Холостяк И.С.Тургенева. Играл и в собственных водевилях: Сен-Феликс (Чудак – покойник, или Таинственный ящик), Клейсер (Булочная) и др.

    В истории русского театра П.А.Каратыгин известен прежде всего, как автор водевилей. Написал 73 пьесы, в том числе 46 водевилей. Большинство из них – переводы и переделки иностранных пьес и русских повестей. Наибольший успех имели водевили: Сентябрьская ночь (1830), Дон Ранудо де Колибрадос или Что и честь коли нечего есть (1833), Заемные жены, или не знаешь, где найдешь, где потеряешь (1834) на сцене Александринского театра, Дом на петербургской стороне, или искусство не платить квартиру и Ложа первого яруса на последний дебют Тальони, (1837), Вицмундир (1845) на той же сцене.

    Водевили Каратыгина были актуальны, не перегружены лишним действием, с живым, остроумным сюжетом. Их героями были преимущественно чиновники, купцы, бедняки-интеллигенты, крестьяне. Драматургическое творчество П.Каратыгина принадлежит своей эпохе, эпохе мелодрамы и водевиля. Каратыгин не принял новых эстетических направлений, прежде всего, натуральной школы, которую высмеял в своем водевиле, так и назвав его: Натуральная школа.

    Екатерина Юдина

    Литература

    Каратыгин П.А. Записки. Л., 1929–1930
    Альтшуллер А.Я. Театр прославленных мастеров. Л., 1968
    Белинский В.Г. О драме и театре. – В 2-х тт. М., 1983
    Записки актера Щепкина. М., 1984
    Григорьев А.А. Театральная критика. Л., 1985
    Альтшуллер А.Я. Пять рассказов о знаменитых актерах. Л., 1985
    Асеев Б.Н. История русского драматического театра первой половины XIX века. М., 1987