Содержание статьи
    Также по теме

    СТАРЕВИЧ, ВЛАДИСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ

    СТАРЕВИЧ, ВЛАДИСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1882–1965), российский и французский художник, оператор и режиссёр кино.


    Если о том, кто был автором первого рисованного фильма, до сих пор продолжают спорить, то имя родоначальника объемной анимации сомнений не вызывает: им был российский режиссер, художник и оператор Владислав Старевич.


    Родился 8 августа 1882 в Москве в семье обедневших польских дворян. После смерти матери воспитывался у родственников в Ковенском уезде. Начинал трудовую деятельность в Ковенском этнографическом музее.


    Мультипликатором он стал по чистой случайности. Его увлечениями были энтомология и фотография. Он попытался сделать документальный фильм о битве двух жуков-рогачей, но жуки замирали, стоило ему включить свет. Тогда он вспомнил, как когда-то оживлял рисунки на полях тетрадок, и придумал способ «оживить» мертвых жуков. Он пропустил через их лапки тонкую проволочку, прилепив ее воском к панцирю, закрепил лапки в пластилиновом основании и стал снимать, деля движение на фазы.


    В 1909 заключил договор с киностудией А.Ханжонкова. Первым в истории кукольным фильмом считается Прекрасная Люканида, или Кровавая война рогачей и усачей (1912). В следующих фильмах Старевича – Месть кинематографического оператора (1912), Стрекоза и муравей (1913) – тоже действовали насекомые. Куклы были так тонко сделаны и двигались так естественно, что зрители думали, будто ему удалось выдрессировать настоящих насекомых.


    Он использовал элементы мультипликации и в игровом кино, экранизировав Ночь перед Рождеством Н.В. Гоголя (1913).


    Самая известная его работа – полнометражный фильм Рейнеке-Лис (Le roman de Renart, 1939), над которым режиссер работал около десяти лет (к этому времени он уже перебрался во Францию). Он сам написал сценарий, сам был художником, оператором и мультипликатором, помогала ему в работе только дочь. Старевич так никому и не захотел открыть своих секретов, и до сих пор неизвестно, из чего именно он делал кукол: это был очень пластичный материал, и лица у персонажей были удивительно подвижными и выразительными.


    Умер Старевич в 1965 в Париже.