Также по теме

ТЕАТР СОВРЕМЕННИК

ТЕАТР «СОВРЕМЕННИК», московский драматический театр, организованный в 1956 как Студия молодых актеров, в основном выпускников Школы-студии МХАТ, под руководством О.Ефремова. Театр, созданный силами энтузиастов поколения «оттепели» на коллективной студийной основе, сумел глубоко и эмоционально выразить надежды своего поколения, стать символом духовного обновления.

Рождение театра и его задачи.

Одной из важнейших задач юного театрального коллектива была борьба со сложившимися сценическими канонами официального искусства 1930–1950-х. «Равнение на МХАТ» породило расцвет сценических штампов, ходульных приемов, «лобовых» идейных решений. Со всеми этими явлениями новый коллектив был не согласен. Но его протест носил позитивный характер. Отжившим мертвым схемам бесконфликтного театрального зрелища «Современник» противопоставил свой тип спектакля, во многом возвращаясь к театральным открытиям МХТ первого десятилетия, а также его Первой Студии, в которых главным критерием были верность жизненной правде и постижение «жизни человеческого духа» во всей ее глубине и психологической точности. Эти установки для главного режиссера театра Олега Ефремова были важнейшим условием развития «Современника». «Чайкой» молодого театра (символ МХТ) стала пьеса современного автора В.Розова Вечно живые, осуществленная выпускниками Школы-студии в 1956 в свободное от работы и занятий время. Спектакль взволновал необыкновенной искренностью и достоверностью интонации. Вместе с тем пьеса Розова, повествующая о разных человеческих судьбах во время войны, отличалась и серьезным идейным звучанием. Создателям спектакля удалось органически соединить «психологическую камерность с публицистическим, масштабным пафосом», писал критик того времени.

Руководитель нового театра утверждал: «Наш коллектив объединяет творческая школа Художественного театра». И основу школы Ефремов видел в системе Станиславского. Он подчеркивал идею преемственности поколений, заложенную в основе молодого театра. Однако старое поколение МХАТ обвиняло новую Студию во многом, прежде всего в т.н. «бормотальном» или «шептальном» реализме. Действительно, вскоре вслед за «Современником», принцип предельной достоверности стал расхожим приемом. Но для самих создателей коллектива нахождение верной жизненной интонации, слитности актера с образом было важным этапом развития. Человек, как личность, духовная единица, но рассмотренная в строгом социальном контексте, в единстве с позитивной мужественной гражданской мыслью – вот что интересовало театр в начале своего пути. И необычный «социальный» герой в исполнении О.Ефремова, сочетающий человечность русского интеллигента с негромким пафосом истинной гражданственности, не случайно определял атмосферу многих спектаклей.

Репертуар и актеры театра.

Репертуарный костяк «Современника» до середины 1960-х составляла современная пьеса. Его исполнители именно на современном материале добивались предельной психологической и социальной конкретности поведения актеров на сцене, создания портрета своего поколения, как автобиографического полнокровного живого образа. Также на сцене театра поставлены пьесы с заостренной идейной проблематикой: Два цвета А.Зака и И.Кузнецова (1962), Без креста по В.Ф.Тендрякову (1963), Старшая сестра А.Володина (1959),Четвертый К.Симонова (1961), В день свадьбы В.Розова (1964), Назначение А.Володина.(1963).

«Современник» с самого начала заявил о себе, как театр прежде всего, актерский, в котором режиссерское решение связано с индивидуальностью актера и углубленной работы с ним. Поэтому у театра всегда был прекрасный актерский состав, а для актеров – разнообразие ролей и большая разноплановая работа. Основу коллектива составляли опытные сложившиеся актеры, как Е.Евстигнеев, художник большого творческого диапазона (Глухарь – Два цвета, Король – Голый король, Куропеев и Муровеев – Назначение, Усов – Традиционный сбор); так и молодые: О.Табаков, создавший образ юного бунтаря, ниспровергателя мещанских устоев, а также сыгравший острокомедийные роли, требующие безграничной эксцентрики перевоплощения (Дирижер и Повар в Голом короле, Продавщица Клава в Всегда в продаже). Гражданственная линия театра была отображена в работах Л.Толмачевой (Ирина – Вечно живые, Тамара – Пять вечеров, Надя – Старшая сестра, Агния – Без креста). Сочную колоритную характерность, на грани зловещего гротеска, привносила Г.Волчек (Нюрка-хлеборезка – Вечно живые, Галчиха – Без креста). Лирическое начало несла в себе искренняя игра молодого И.Кваши (Володя – Вечно живые, Шура Горелов – Два цвета), который вскоре освоил и яркие сатирические краски (Первый министр – Голый король). Интеллектуальность и стиль несла в себе игра М.Козакова, особую человечность – работы Н.Дорошиной.

Сатира, эксцентрика, классика.

Важным этапом в истории Современника были постановки остросатирических современных комедий: Голый король (1960) и Всегда в продаже (1965), в которых Е.Евстигнеев, И.Кваша, О.Табаков пришли к заостренной театральности рисунка, и через нее – к общественной актуальности тематики. Впервые раскованная, эксцентричная, яркая, празднично-театральная игра стала достоянием сцены «Современника», показав богатые возможности его актеров. Живой контакт с залом здесь был открыт, а т.н. «четвертая стена», свойственная раннему периоду театра, преодолена.

Другим переломным моментом для театра стала первая постановка классики, Обыкновенной истории по роману И.Гончарова (режиссер Г.Волчек, О.Ефремов, 1966). История превращения искреннего, восторженного, романтичного Александра Адуева (О.Табакова) под цинично-холодным влиянием Дядюшки (М.Козакова) в бесчувственный бюрократический механизм, повествовала не только о героях Гончарова. В ней отчетливо видна смена поколений, несущая в себе смену идеалов и представлений. Спектакль со всей очевидностью отразил крушение гуманистических надежд шестидесятников. Театр продолжал писать портрет своего поколения, на котором «розовский мальчик», столкнувшись с жестокой реальностью, до неузнаваемости преображался, становясь бюрократом. Но автобиографическому портрету была свойственна живая насмешка умного и тонкого художника. По иронической мысли, отражающей духовную пустоту и тоскливый комизм безвременья, постановку по Гончарову продолжила инсценировка М.Е.Салтыкова-Щедрина Балалайкин и Ко, поставленная Г.А.Товстоноговым в 1973.

Событийной для своего времени стала постановка трилогии, посвященной 50-летию Октябрьской революции – Декабристы Л.Зорина, Народовольцы А.Свободина, Большевики М.Шатрова (1967). Обращение театра к масштабной исторической тематике происходило на излете веры в идеалы революции, в подвиги ее вождей и героев. Гражданский энтузиазм постепенно уходил в прошлое. Однако трилогия врезалась в память рядом великолепных, исторически точных актерских работ, прежде всего О.Ефремова (Николай I) и Е.Евстигнеева (Луначарский).