Содержание статьи
Также по теме

ВОИНСКИЙ УСТАВ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

ВОИНСКИЙ УСТАВ ПЕТРА ВЕЛИКОГО был издан разновременно, причем прежде всего 26 апреля 1715 были напечатаны Воинский артикул и Краткое изображение процессов, вошедшие впоследствии во вторую часть Воинского устава. В том же году были изданы постановления Об экзерциции и приготовлении к маршу и о должности полковых чинов, составившие 3-ю часть Устава; наконец, в 1717 был отпечатан воинский устав в узком смысле слова, заключавший в себе нормы военно-административного характера, патент о поединках, положение о военном совете и скорорешительном суде, постановления о военно-судебных и военно-полицейских должностных лицах при армии. Все эти три части были изданы вместе впервые лишь в 1719.

Значение Воинского устава в истории уголовного права было громадно: будучи, с одной стороны, основой русского военно-уголовного законодательства, он, с другой стороны, оказал не меньшее влияние и на законодательство обще-уголовное, тем более, что указом 10 апреля 1716 действие Воинского артикула было распространено и на гражданское ведомство, в котором он находил применение вместе с уложением 1649 вплоть до издания Свода законов 1832.

Как действующий закон Воинский артикул последний раз был издан в 1826.

Составление Воинского устава производилось в течение многих лет, под непосредственным руководством Петра Алексеевича. Сбор материала был поручен генералу Адаму Вейде, который еще в 1698 представил проект Устава, составленного им на основании изучения порядков, существовавших в Цесарских войсках, куда он был послан царем. Генерал-фельдмаршал Яков Брюс занимался переводом на русский язык иностранных законов вместе с голландцем Андреем Виниусом, которому было поручено извлечение подходящего материала из голландских военных артикулов и их перевод.

Источниками Воинского устава служили западно-европейские законодательства, в частности постановления Воинского артикула о преступлениях общих были заимствованы из Каролины (принятом в 1532 и опубликованном в 1533 Уголовно-судебном уложении Священной Римской империи германской нации), о преступлениях воинских — из шведского устава Карла XI 1683. Патент о поединках построен на основании голландского эдикта Вильгельма Оранского 1702. Краткое изображение процессов, хотя и частично, сходно с шведскими регулами Карла XI. Уголовные законы, составляя наиболее существенную часть устава, размещены по всем его отделам; преступление рассматривалось как неисполнение требований государства, обращенных к подданным, вследствие этого и наказание имело целью изъять преступника из общества, покарать и устрашить. Наиболее распространенные в уставе виды смертной казни — повешение, затем, отсечение головы, аркебузирование, сожжение, четвертование, колесование и др. Многочисленны также телесные наказания, связанные с членовредительством. Другая часть наказаний направлены на честь и свободу наказуемых, их имущество, есть и церковные меры. Следует также указать на наказания заочные (символическая смертная казнь) и посмертные (например, повешение за ноги погибших на поединке). Наказание могло смягчиться в случае малолетства преступника, «беспамятства и меланхолии», опьянения, «нужного оборонения из опасения смертного», «крайней необходимости» и др. Состав каждого преступления был очерчен довольно ясно, при этом преобладающее значение придавалось субъективным моментам.

Суды разделялись на обыкновенные и скорорешительные; в основе судопроизводства лежало постановление, что не дозволяется «никого не точию наказывать, ниже штрафовать без фергерунга (слушания дела) и воинского суда». Процесс делился на три части: «повещание» ответчика, состязание сторон и «кригсрехт или постановление сентенца». В общем, Воинский устав представлял собой в отношении судопроизводства смешение обвинительных и следственных начал.

После Воинского устава Петра I следовал ряд отдельных законов и правил, дополняющих и изменяющих постановления Устава; некоторые из этих дополнений представляли собой новые большие законоположения (например, Полевое уголовное  уложение 1812), но в общем, Устав оставался действующим законом до издания в 1838 Свода военных постановлений.

Приложение. ВОИНСКИЙ АРТИКУЛ

Глава первая – о страсе божии.

Артикул 1. Хотя всем обще и каждому христианину без изъятия надлежит христианско и честно жить, и не в лицемерном страсе божии содержать себя: однакоже сие салдаты и воинские люди с вящшею ревностию уважать и внимать имеют; понеже оных бог в такое состояние определил, в котором оныя часто бывают, что ни единаго часа обнадежены суть, чтоб они наивящшим опасностям живота в службе государя своего подвержены не были. И понеже всякое благословение, победа и благополучие от единаго бога всемогущаго, яко от истиннаго начала всего блага и праведнаго победодавца происходит. И оному токмо молитися и на него надежду полагати надлежит, и тако сие наипаче всего иметь во всех делах и предприятиях, и всегда благо содержать: того ради чрез сие все идолопоклонство, чародейство (чернокнижество) наикрепчайше запрещается, и таким образом, что никоторое из оных отнюдь ни в лагере и нигде инде не будет допущено и терпимо. И ежели кто из воинских людей найдется идолопоклонник, чернокнижец, ружья заговоритель, суеверный и богохулительный чародей: оный по состоянию дела в жестоком заключении, в железах, гонянием шпицрутен наказан или весьма сожжен имеет быть.

Толкование. Наказание сожжения есть обыкновенная казнь чернокнижцам, ежели оный своим чародейством вред кому учинил, или действительно с диаволом обязательство имеет. А ежели ж он чародейством своим никому никакова вреду не учинил и обязательства с сатаною никакова не имеет, то надлежит, по изобретению дела, того наказать другими вышеупомянутыми наказаниями, и притом церковным публичным покаянием.

Артикул 2. Кто чародея подкупит, или к тому склонит, чтоб он кому другому вред учинил, оный равно так как чародей сам наказан будет.

Толкование. Что один чрез другаго чинит, почитается так, яко бы он сам то учинил.

Артикул 3. Кто имени божию хулению приносит, и оное презирает, и службу божию поносит, и ругается слову божию и святым таинствам, а весьма в том он обличен будет, хотя сие в пиянстве или трезвом уме учинится: тогда ему язык роскаленым железом прожжен, и потом отсечена глава да будет.

Артикул 4. Кто пресвятую матерь божию деву Марию и святых ругательными словами поносит, оный имеет, по состоянию его особы и хуления, телесным наказанием отсечения сустава наказан или живота лишен быть.

Артикул 5. Ежели кто слышит таковое хуление, и в принадлежащем месте благовременно извету не подаст, оный имеет по состоянию дела, яко причастник богохуления, живота или своих пожитков лишен быть.

Артикул 6. А ежели слова оного ругателя никакова богохуления в себе не содержат, и токмо из легкомыслия произошли, а учинится то единожды или дважды, тогда имеет преступитель четырнадцать дней в железа заключен быть и жалование его на месяц в шпиталь вычтено, или гонянием шпицрутен наказан, а в третие аркибузирован (розстрелен) быть.

Толкование. Ежели в помянутой вине, преступитель не смертию, но токмо на теле будет наказан, то может и церковное публичное покаяние при том же учинить.

Артикул 7. Пресвятое и достохвальное имя божие да не восприемлется всуе, в клятве, божбе и лже. И ежели кто найдется, который сие в сердце, или с должной ревности чина своего учинит, оный имеет, по состоянию своего чина, некоторое число денег в шпиталь дать, или в присудствии регименту мушкеты, пики или карабины носить.

Артикул 8. Есть ли сие нарочно, или из злости, или в пиянстве учинится, тогда имеет нарушитель господу богу явное покаяние при собрании людей принести, и притом половину своего месячнаго жалованья в шпиталь вместо наказания дать, или два дни, а на каждый день по одному часу ружье носить.

Глава вторая – о службе божии и о священниках

Артикул 9. Служба божия имеет отправлятися по вся утра и вечеры и полдень (как о том установлено уже и публиковано в печатных молитвах) с пением и молением, в лагерях. И дабы при том все духовные присудствовали: того ради надлежит, как при начинании, так и при окончании службы божия, в трубы у командующаго генерала над войском, знак дать, и потом от полку до полку барабаны бить, или на трубах трубить, и тако службу божию начинать и оканчивать.

Артикул 10. Есть ли офицер без важной притчины при молитве присудствен не будет, тогда надлежит за каждую небытность по полтине штрафу с него в шпиталь брать, а редового в первые и вдругоредь ношением ружья, а в третие заключением в железа на сутки наказать.