Содержание статьи
    Также по теме

    БОРИС И ГЛЕБ, СВВ.

    БОРИС И ГЛЕБ, СВВ. (в крещении Роман и Давид), князья, смиренно претерпевшие мученическую смерть, первые среди святых Русской православной церкви. Младшие сыновья великого князя киевского Владимира Святославича. Согласно традиции, Борис, родившийся ок. 990, был старшим из двух (что подчеркивается и в иконописи, где Борис бородат, а Глеб безбород). При родовом разделе земель (ок. 994–996) Борис получил Ростов, а Глеб – Муром. Оба князя ревностно обращали местных язычников в христианство, и оба пали жертвой старшего брата Святополка («Окаянного»), который пытался утвердиться на киевском престоле. Летописные тексты, излагающие эти трагические события, читаются не как воинская хроника междоусобиц, а как жития страстотерпцев.

    Когда Владимир скончался (летом 1015), дружина побуждала Бориса идти на Киев, дабы принять княжение, но он отверг этот призыв, не желая нарушать принципа родового старшинства. Ясно прозревая преступный замысел брата и добровольно идя навстречу смерти, он отпустил своих воинов, оставшись на р.Альте с небольшим числом слуг. В ночь на 24 июля подосланные убийцы, приблизившись к шатру Бориса, услышали, как князь распевает псалмы. Пронзенное копьями тело повезли к Святополку, который, узнав, что брат еще дышит, приказал добить его мечом. Тайно захоронив Бориса, Святополк послал за Глебом – будто бы к заболевшему отцу. Предчувствуя, подобно Борису, неминуемую гибель, Глеб смиренно ждал ее, проводя время в молитвах об отце и брате. 5 сентября его зарезали, словно жертвенного агнца (символично, что убийцей стал его же повар), в устье р.Смядыни, захоронив в той же вышгородской церкви св. Василия, что и Бориса. Церковь через некоторое время сгорела, и на ее месте была сооружена клеть, куда были перенесены нетленные останки святых братьев.

    В сказании о братьях они именуются «небесными человеками и земными ангелами», молитва к которым способна отогнать «бранный меч и междоусобие». Молва о многочисленных чудесах у их гроба ускорила канонизацию (не позднее 1039). Церковь отмечает память первых русских святых 2 (15) мая, в день перенесения их мощей в новую церковь (еще раз перенесенные в новую, выстроенную во имя Бориса и Глеба церковь в Вышгороде, мощи были утрачены при нашествии Батыя), а также в день убиения Бориса 24 июля (6 августа).

    История братьев-мучеников не раз вдохновляла летописцев. Древнейшие и наиболее полные варианты сказаний, принадлежащие к числу лучших образцов древнерусской литературы, приписываются Нестору и черноризцу Иакову (11 – начало 12 вв.).

    См. также РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ.

    Литература

    Сказания о святых Борисе и Глебе. Сильвестровский список XIV в. СПб, 1860
    Абрамович Д.И. Жития свв. Мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916
    Мюллер Л. О времени канонизации святых Бориса и Глеба. – В кн.: Мюллер Л. Понять Россию. Историко-культурные исследования. М., 2000
    Успенский Б.А. Борис и Глеб. Вопросы истории в Древней Руси. М., 2000