Содержание статьи
    Также по теме

    ПЕСТАЛОЦЦИ, ИОГАНН ГЕНРИХ

    ПЕСТАЛОЦЦИ, ИОГАНН ГЕНРИХ (Pestalozzi, Johann Heinrich) (1746–1827), швейцарский педагог. Родился 12 января 1746 в Цюрихе в семье врача. Готовился к богословской карьере, но, увлекшись идеями Ж.Ж.Руссо, решается посвятить себя народному воспитанию. В 1767 женился на Анне Шультгесс, дочери богатого цюрихского купца. Супруги купили большой пустынной кусок земли близ Бругга (кантон Ааргау) и построили там свое имение Нейгоф. Это земледельческое предприятие, созданное под влиянием идей Руссо и рассчитанное, главным образом, на разведение марены (растения, использующегося в производстве красителей) оказалось несостоятельным, тем не менее, Песталоцци устроил в имении приют для детей из бедных семей. Приют открылся в 1775-е годы, приняв 50 воспитанников, но просуществовал недолго из-за недостатка средств.

    Окружение Песталоцци неодобрительно отнеслось к его деятельности. В этот тяжелый период, когда общество осудило и отвернулось от него, Песталоцци написал Вечерние часы отшельника, книгу, состоящую в основном из афоризмов, преимущественно посвященных вопросам воспитания. В ней уже намечались основные идеи новой педагогики, впоследствии развитой Песталоцци. Вскоре появился его рассказ из деревенской жизни Лингардт и Гертруда (1781). Успех этого произведения был необычайным. За ним в 1782 последовал Христоф и Эльза. В этом же году Песталоцци начал издавать газету «Швейцарский листок», в которой он совмещал должности и редактора, и издателя, и корректора, и экспедитора, и конторщика. В газете обсуждались разнообразные вопросы внутренней жизни Швейцарии и притом в духе, который не мог понравиться тогдашнему высшему обществу. Главное место отводилось вопросам воспитания. Газета прекратила свое существование через год. Затем Песталоцци написал сочинение на объявленную местным ученым обществом премию Законодательство и детоубийство (1783). В то же время были опубликованы Наблюдения над ходом природы в развитии человечества.

    Осенью 1798 швейцарское правительство послало для установления порядка в сожженном дотла городе Станце (кантон Унтервальден) и заботе о его жителях Генриха Цшоке, а Песталоцци было предложено попечение над бездомными и осиротевшими детьми. Приют был устроен в заброшенном женском монастыре. Детей набралось более сотни; основой их воспитания Песталоцци считал уважение личности ребенка, любовь к нему и, наконец, труд, необходимый для их самообеспечения. Песталоцци первым (гораздо ранее, чем английские педагоги Ланкастер и Белл) ввел систему взаимного обучения. К несчастью, французы вскоре заняли монастырь под свой штаб, и Песталоцци был вынужден распустить приют.

    Песталоцци пришлось искать место учителя, и такое место нашлось в Бургсдорфе. Вскоре школа Песталоцци стала привлекать общее внимание. Особенно много шума сделали отзывы о школе профессора Гербарта, который, посетив школу, отметил, что ее ученики отличаются любознательностью, вниманием к учебному процессу и самостоятельностью.

    В Бургсдорфе, не тронутом войной, был открыт сиротский приют, куда поместили детей из горных кантонов, разоренных французами. Заведовать приютом предложили Песталоцци. Результаты превзошли все ожидания, и правительство уступило приюту бургсдорфский замок – так в 1800 возник институт Песталоцци. Слава о заведении с совершенно новой системой обучения и воспитания перешагнула границы Швейцарии, и в 1802 институт получил статус государственного учреждения.

    В этот период Песталоцци изложил свои педагогические воззрения в нескольких книгах: Как Гертруда учит своих детей попытка дать указание матерям, как им следует учить своих детей, Книга для матерей и Естественный школьный учитель.

    Популярность Песталоцци достигла в то время таких масштабов, что, когда Наполеон потребовал присылки в Париж уполномоченных для решения вопросов внутреннего устройства Швейцарии, Песталоцци оказался в их числе. Однако Наполеон отнесся к Песталоцци и его идеям враждебно, что не замедлило сказаться на положении его института: у него была отобрана государственная субсидия, а вскоре и замок. Но вся Швейцария пришла в негодование. Многие города предлагали институту помощь. Песталоцци выбрал город Ивердон на берегу Невштальского озера, где под институт отвели просторный замок. Институт в Ивердоне просуществовал с 1805 по 1825 и приобрел всемирную славу. Кроме воспитанников, здесь обучались преподаватели, которые затем внедряли идеи института в своих учебных заведениях. Институт посещали такие известные люди того времени как Талейран, Карл Риттер, голландский король Людовик, прусский король Фридрих-Вильгельм III и русский император Александр I. Но уже в 1815 стали явны недостатки этой системы образования: отсутствие семейственности, о которой так много в своих сочинениях говорил Песталоцци, вместо нее – казарменные, формальные отношения между преподавателями и учениками; отсутствие взвешенной, систематически разработанной учебной программы, текучесть преподавательских кадров. Сам Песталоцци ускорил гибель института, основав по соседству с Ивердоном заведение «для воспитания бедных, которые со временем сами могли бы воспитывать и учить бедных». Шесть лет Песталоцци тратил свои последние собственные средства на содержание этого заведения, но в 1824 был вынужден закрыть сначала его, а в следующем 1825 ивердонский институт.

    79-летний Песталоцци провел свои последние годы в Нейгофе, где им были написаны Судьбы моей жизни и Лебединая песня, в которых наряду с биографическими данными были изложены его педагогические идеи. Идеалом воспитания и обучения он считал обучение и воспитание в семье, которое, при применении разумных методов, доступно всякому родителю. Воспитание по Песталоцци основывается на любви, исключающей малейшее насилие, а в основе преподавания лежит наглядность. Слова учителя должны быть только разъяснением того, с чем ученик знакомится непосредственным восприятием. Литературное воплощение воспитательного идеала Песталоцци – Гертруда учит своих детей не в классной комнате, а во дворе, в саду, в поле; нет уроков и нет учеников, а есть собственный опыт и беседы с мудрой матерью. Таковы основы педагогики, созданной Песталоцци, но, разрабатывая подробности приемов преподавания, он впадал в крайности, что частично объясняется особенностями личности самого Песталоцци. Особенности эти могут быть охарактеризованы как непрактичность в самом широком значении этого слова. В этом отношении знаменательны слова его близкого друга Лафатера, говорившего, что, если бы он был главой государства, то сделал бы Песталоцци главным советником по части просвещения, но никогда не позволил бы ему заведовать самой последней сельской школой.

    Первое издание собраний сочинений Песталоцци в 15 томах появилось в Штутгарте и Тюбенгене в 18191826.

    Умер Песталоцци 12 февраля 1827 в своем имении Нейгоф.

    Основные сочинения: Abendstunde eines Einsiedlers (1780); Lienhard und Gertrud (1781–1789); Wie Gertrud ihre Kinder lehre (1801); Meine Lebensschicksale (1826) и др. Собрание сочинений Sammtliche Werke (1819–1826).