Также по теме

ЛИТЕРАТУРНЫЕ КЛУБЫ И ОБЪЕДИНЕНИЯ ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ КЛУБЫ И ОБЪЕДИНЕНИЯ ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ. С начала 1990-х в Москве и иных крупных городах литературные клубы и салоны стали ведущей формой организации нового литературного сообщества. Значительное влияние на его формирование оказала выходившая в 1990–1993 и объединявшая едва ли не все многообразие литературных групп и направлений московская газета «Гуманитарный Фонд». В 1990 начало издание литературы андерграунда и самиздата Литературно-издательское агентство Руслана Элинина. В 1993–1995 ежегодно проводился литературно-культурологический фестиваль в Крыму «Боспорский форум современной культуры». Постепенно складывавшееся в ходе праздничных и деловых контактов сообщество осознавало себя лидером общероссийского литературного процесса, и к середине 1990-х определилось по ряду важных позиций.

В круг вошли и активно в нем действовали такие разные и по практикуемым эстетикам, и по возрасту авторы, как «шестидесятники» Василий Аксенов, Андрей Битов, Андрей Сергеев, представители «московского концептуализма» – Всеволод Некрасов, Дмитрий Пригов, Лев Рубинштейн; «иронисты» (определение условное) Евгений Бунимович, Сергей Гандлевский, Игорь Иртеньев, Нина Искренко, Тимур Кибиров; «метареалисты» Александр Еременко, Иван Жданов и представители более молодого поколения, проявившегося в конце 1980-х – начале 90-х – Дмитрий Воденников, Юлий Гуголев, Данила Давыдов, Григорий Дашевский, Николай Звягинцев, Виктор Куллэ, Михаил Лаптев, Станислав Львовский, Мария Максимова, Андрей Поляков, Елена Фанайлова и мн. др.

Потребности сложившегося нового литературного сообщества во многом совпали с интересами муниципальных культурных центров и государственных библиотек, оказавшихся не у дел в ходе «перестройки» и начавших предоставлять литераторам свои площадки для выступлений.

Петербург и другие города.

В Санкт-Петербурге, тогда еще Ленинграде, 1980-х – начале 1990-х прообразом современных форм литературной жизни был «Клуб 81», куда входили в основном звезды тогдашнего питерского андеграунда – Виктор Кривулин, Елена Шварц, Михаил Еремин, Ольга Бешенковская Александр Горнон и др.

Оживление литературной жизни в Петербурге, по свидетельству поэта и литературтрегера Сергея Завьялова, произошло летом 1997. Тогда возникли два салона: «Территория красноречия» (в другой версии – «Мастерская просодики») Ларисы Березовчук в музее А.Ахматовой и «Поэты Петербурга» Cергея Завьялова в музее А.С.Пушкина. Оба проекта завершились через год; заключительной акцией «Поэтов Петербурга» в конце лета 1998 стала «петербургская половина» поэтического фестиваля «Genius loci», представлявшего по 12 известных авторов двух российских столиц сперва в Петербурге, затем через месяц в Москве. Приблизительно тогда же Березовчук переместилась в издательство «Лицей», где ставила до середины 1999 с участием молодых филологов инсценировки собственных произведений на грани поэзии, драматургии и перформанса. Во второй половине 1990-х в Петербурге активно действовало молодежное «уличное» литературно-артистическое объединение «Дрэли куда попало», отличающееся экспериментаторством и широким спектром разнородных поэтик. Кроме того, весь этот период вплоть до 2003 включительно в различных местах устраивал вечера Валерий Шубинский, под эгидой общества «Утконос», состоявшего из него одного. Поэт Дарья Суховей дважды организовала в кафе «Бродячая собака» «Фестиваль молодых и красивых поэтов».

Проведение 2-го Международного Биеннале поэтов в Москве в 2001, собравшего авторов со всех концов Российской Федерации, позволило говорить о любопытной и продуктивной литературной жизни во Владивостоке, что подтверждается деятельностью интересных авторов, как проживающих в самом городе, так и переехавших в Москву, Петербург и дальнее зарубежье, в том числе лауреата Биеннале Алексея Денисова, Игоря Лощилова, Константина Дмитриенко, Евгения Миниярова, Олега Бертолло и др. Во Владивостоке во вт. пол. 1980-х проходили фестивали неформальных творческих молодежных объединений под девизом «Самодеятельность или самостоятельность» при участии студенчества и молодых ученых Дальневосточного научного центра. Контакт рок-музыкантов и молодых поэтов позднее породили «рокнутый театр» Валерия Шелепчука «ПРАВА» (Приморский Авангард) и рэп-поэзию Владимира Калиниченко. Те, кто создавал эти фестивали, в основном вышли из диссидентского театра Сергея Пранца. «В конце 80-х при их активном участии была заложена единственная значимая альтернативная литературно-политическая сцена Владивостока – клуб «Дилетант». Исключительно энергией своего основателя В.Калиниченко клуб и машинописный журнал продержались до начала 90-х годов». С 1994 в городе действует объединение молодых поэтов «Серая Лошадь» (по народному наименованию здания, в котором проходят литературные встречи) – центр, задающий тон литературной жизни Владивостока. Объединение выпускает одноименный литературный альманах, демонстрирующий широкий стилистический диапазон его участников.

В то же время творчество многих авторов, например, воронежских поэтов Елены Фанайловой, Александра Анашевича, Константина Рубашкина или поэтов и прозаиков из Иваново Дмитрия Бушуева и Игоря Жукова трудно связать с каким-либо литературным объединением в их родных городах.

Литературные клубы Москвы.

Одним из первых литературных проектов новой эпохи стал «литературно-творческий клуб» «Образ и мысль», созданный в 1986 в рамках библиоцентра «Просвещение души» (московская библиотека № 175). Со дня основания «Образ и мысль» курировал его основатель, культуролог Михаил Эпштейн; после его отъезда в начале 1990-х на постоянное место жительства в США функцию куратора взяла на себя руководительница библиотеки Софья Олинова, с июня 2000 ее сменила Анна Котова.

В первой половине 1990-х в помещении бывшей редакции газеты «Гуманитарный фонд» – уникального малотиражного издания, объединившего общим информационным пространством деятелей недавнего советского андеграунда, около двух лет действовал клуб «Скарабей», представлявший не только авторов круга этой газеты, но и такие популярные фигуры, как Андрей Макаревич. Примерно в те же годы форму клуба приобрела, в свой последний период, деятельность литературного объединения «Московское время» («второго созыва» – с активным участием поэтов Дмитрия Веденяпина, Григория Дашевского, Виктора Санчука и других, взамен основателей проекта Алексея Цветкова, Сергея Гандлевского, Бахыта Кенжеева, Александра Казинцева, Александра Сопровского, начинавших в 1970-е с издания одноименного поэтического альманаха).

Д.Кузьмин издавал в течение нескольких лет бюллетень «Литературная жизнь Москвы». Ежемесячно на нескольких ксероксных страницах А4 излагались и комментировались основные новости литературных клубов и салонов.

Продолжали возникать новые проекты, некоторые из которых вошли в число лидеров, как, например, салон «Премьера» прозаика Николай Байтова в Зверевском культурном центре на Бауманской. Активно действовали такие проекты, как клубы «Чистый понедельник», «ПушКинг», Клуб литературного перформанса, цикл дискуссий «Воскресенья Сапгира» и мн. др. Кроме того, собственные литературные программы открывали в разное время Литературный Музей на Петровке, Филиал Литературного музея на Трубниковском, Музей Маяковского, Музей Марины Цветаевой, Театр песни «Перекресток», Библиотека имени Ахматовой, Библиотека имени Гоголя, культурный центр «Дом» и другие государственные учреждения. Поэт и издатель Виктор Куллэ проводил поэтические вечера в Политехническом Институте, не без успеха пытаясь возродить былые традиции.