Содержание статьи
    Также по теме

    ПЕНК, А.Р.

    ПЕНК, А.Р. (Penck, A.R.) (наст. фамилия и имя Винклер, Ральф) (р. 1939), немецкий художник, один из основоположников стиля «новых диких».

    Родился в Дрездене 5 октября 1939; его мать была школьной учительницей. В 1953 начал занятия живописью и графикой в местной художественной школе, однако в 1955 решил учиться на рекламного дизайнера. В итоге академического образования так и не получил. Примкнув к восточногерманскому богемному «андерграунду», перебивался случайными заработками: работал почтальоном, ночным сторожем и истопником. Активно работал как живописец: писал городские пейзажи, жанры, вариации на тему Рембрандта. Изучал математику и теорию информации. Увлекаясь джазом, стал выступать и как музыкант-импровизатор.

    Вскоре после возведения Берлинской стены (1961) написал первую из своих «мировых» или «системных» картин (с «человечками из черточек» и массой значков и букв), напоминающих первобытные пиктограммы. Готовясь к первой персональной выставке (в кёльнской галерее Вернер в 1968), ради конспирации – ведь он продолжал жить в ГДР – взял псевдоним «А.Р.Пенк» в честь Альбрехта Пенка (1858–1945), географа и геоморфолога, разработавшего современную концепцию ледникового периода. Позднее использовал и целый ряд других псевдонимов, в том числе «Майк Хэммер» (имя детектива из романов М.Спиллейна). «Системные картины» в это десятилетие стали базой для т.н. станд-арта (от английского слова «standard»), программной теории универсального визуального языка, пародийно сопоставляемого художником с языком научных формул.

    Получив отказ на свое ходатайство о приеме в Союз художников ГДР (1969), основал с друзьями собственное мини-объединение «Брешь» (Lücke). Покинул ГДР в 1980, воплотив этот жизненный этап в живописно-графической серии Переход. Жил сперва в Керпене под Кёльном, затем (с 1983) в основном в Лондоне. Его композиции с годами становились все монументальнее, являя зрителю знаковые панорамы вселенского хаоса, напоминающие, тем не менее, по-своему логические подобия укрупненных электронных схем. Окружая свое искусство атмосферой хэппенинга, выступал на Западе и как джазист. На рубеже веков все активнее обращался к скульптуре, в том числе декоративной (Дельфийский гелиотроп, бронзовая для оффиса «Дойче Банка» в Люксембурге, 1993).

    Литература

    Орлова Е.В. Неоэкспрессионисты и «новые дикие». – В кн..: Культура в современном мире. Опыт, проблемы, решения. Вып. 6. М., 1999