Содержание статьи
    Также по теме

    СУНЬ-ЦЗЫ (ТРАКТАТ)

    СУНЬ-ЦЗЫ. «[Трактат] Учителя Суня», Сунь-цзы бин фаСунь-цзы о военном искусстве (Законы войны Учителя Суня), древнейший в мире трактат по военной теории из 13 глав (пянь), основополагающий текст «школы военной философии» (бин-цзя), главный в ее каноническом Семикнижии (У цзин ци шу). Традиционно приписывается военачальнику и стратегу 6–5 в. до н.э. Сунь-цзы, чьим именем озаглавлен, и соответственно датируется концом 6 – началом 5 в. до н.э. (514–495, возможно, 510). Найденный в 1972 в захоронении начала эпохи Хань (206 до н.э. – 8 н.э.) новый расширенный вариант Сунь-цзы дает основания датировать его создание 2-й половиной 5 в до н.э. (453–403). Современный канонический текст был сформирован на рубеже 2–3 в. н.э., базовым является его официальное издание 11 в. со сводным комментарием 10 авторов 2–11 вв., связанное с введением военного Семикнижия в систему государственных экзаменов. Имеются современные переводы на русский, английский, немецкий, французский, чешский, японский, вьетнамский и другие языки.

    Общая идеология Сунь-цзы совмещает в себе конфуцианские устои поддержания социального гомеостазиса с даосской диалектикой вселенского Дао, космическим циклизмом школы инь-ян, легистской «политологией» и управленческим прагматизмом моистов. Этот синтез, представляющий войну (бин), с одной стороны, как «великое дело государства», «почву жизни и смерть, путь (дао) существования и гибели», а с другой – как «путь обмана», обобщен в 5 принципах: «пути» (единодушия народа и верхов), «неба» (соответствия времени), «земли» (соответствия месту), «полководца» (правильного руководства, в частности характеризующегося благонадежностью – синь и гуманностью – жэнь), «закона» (организованности и дисциплинированности). Данные принципы должны быть реализуемы посредством 7 «расчетов» (стратагем): наличия у правителя дао, наличия у полководца способностей, постижения особенностей неба и земли, осуществимости законов и приказов, силы войска, обученности командиров и солдат, ясности наград и наказаний.

    В дальнейшем эта диалектика верности и обмана, силы и слабости, воинственности и миролюбия стала одной из основных методологем традиционной китайской культуры.

    Литература

    Сунь-цзы. Перевод Е.И.Сидоренко. М., 1955
    Синицын Е.П. Об авторстве и датировке «Сунь-цзы». – Народы Азии и Африки, 1964, № 4
    Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. М., 1977
    «Сунь-цзы» в тангутском переводе. Перевод К.Б.Кепинг. М., 1979
    У-цзин. Семь военных канонов Древнего Китая. СПб, 1998