Содержание статьи

    ТЕАТР НА ЛИТЕЙНОМ

    ТЕАТР «НА ЛИТЕЙНОМ», Санкт-Петербургский государственный драматический театр «На Литейном» (до 1991 Областной Театр Драмы и Комедии) родился в Ленинграде 5 мая 1945, в преддверии Дня Победы. Первый спектакль – Чайка по пьесе А.Чехова.

    С самого начала главной задачей театра ставилось «культурное обслуживание тружеников области». Театр не имел своего помещения, существовал в постоянных разъездах, часто играл свои спектакли на площадках, не приспособленных для сценической работы. Огромный план выездных спектаклей, отсутствие стационара и масса других организационных проблем зачастую приводило к тому, что благая цель извращалась; областной зритель, вместо того, чтобы приобщаться к сокровищам культуры, смотрел спектакли низкого художественного уровня.

    В 1956 театр получил стационарное здание – помещение «Литейного театра», возникшего в 1909 на месте старинного манежа графов Шереметевых. Это здание имеет большие театральные традиции. До революции на его сцене в разных антрепризах шли фарсы, пантомимы, пьесы из репертуара парижского «Театра ужасов» («Grand Guignol»); работали молодые режиссеры В.Мейерхольд и Н.Евреинов; играли известные актеры Серебряного века О.Глебова-Судейкина, Ф.Курихин, Б.Горин-Горяинов. После революции обитатели «Литейного театра» менялись не реже: Первая студия Пролеткульта, ТРАМ, передвижной колхозно-совхозный театр Гайдебурова и Скарской, театр Ленинградского областного Совета профсоюзов.

    Вселившись в бывшее здание театра Шереметевых, Областной театр Драмы и Комедии первое десятилетие делил его с другими коллективами, проводя на стационаре не более двух недель в месяц; все остальное время занимали выездные спектакли в Ленинградской области.

    Становление театра как творческого организма связано с именем Я.Хамармера, ставшего главным режиссером в 1966, и проработавшем в этой должности до самой смерти в 1986. Вряд ли за эти два десятка лет театр в целом ярко выделялся на фоне художественной жизни Ленинграда. Однако у него был целый ряд своих достоинств.

    В репертуаре появлялись оригинальные названия, открывающие сценическую историю пьес, не ставившихся ранее. Далеко не всегда уровень драматургии был равноценным: на афише могли сочетаться произведения И.Бабеля, А.Вампилова, В.Астафьева, В.Быкова, К.Кизи с конъюнктурными пьесами-однодневками. Я.Хамармер строил свою творческую позицию на принципах «демократического театра», последовательно ориентируя спектакли на зрителей не очень высокого культурного уровня. Однако его принципы художественного руководства сыграли значительную роль в театральной истории Ленинграда.

    В конце 1970-х – начале 1980-х Ленинград негласно считался городом «одного театра». Заслуженный авторитет Г.Товстоногова и высочайшее уважение к его творческой индивидуальности в интерпретации руководящих городских органов представали абсолютизацией его стиля работы. Получить в Управлении культуры разрешение на постановку молодого режиссера было чрезвычайно трудно: эксперименты были практически запрещены свыше. Именно потому в это время без работы оставались молодые режиссеры, чьи имена сегодня стали неотъемлемой составляющей нашей театральной истории: К.Гинкас, Г.Яновская, Л.Стукалов, Н.Шейко и др. У немногих главных режиссеров ленинградских театров хватало настойчивости, сил и времени для того, чтобы «пробить» молодому режиссеру разрешение на постановку. Я.Хамармер в этом смысле был счастливым исключением. По количеству постановок молодых режиссеров Областной театр Драмы и Комедии в то время держал в Ленинграде абсолютное первенство. Многие из этих спектаклей разительно отличались от общей, унифицированной линии театра, стали настоящим творческим прорывом. О них много писала пресса, на них ходил весь театральный Ленинград. Это были спектакли К.Гинкаса Последние, Охота на льва; Е.Падве Синие дожди, Чудаки, Старший сын. Легендарным стал спектакль Л.Додина Недоросль, до сих пор справедливо считающийся одной из самых ярких страниц ленинградской театральной жизни 1970-х – 1980-х. Свои первые ленинградские спектакли в этом театре поставили А.Андреев, М.Левшин, В.Ветрогонов и другие режиссеры. Сцена Областного театра Драмы и Комедии была открыта и для режиссеров-выпускников ЛГИТМиК: свои дипломные спектакли ставили здесь К.Филинов, А.Полухина, А.Максимов и др. С некоторыми из них театр продолжал сотрудничество и дальше.