Содержание статьи
    Также по теме

    ТЕАТР НОВАЯ ОПЕРА

    ТЕАТР «НОВАЯ ОПЕРА», создан в Москве в 1991 дирижером Е.В.Колобовым. Первый в России муниципальный музыкальный театр, работающий по западной контрактной системе.

    Творческое кредо театра «Новая опера» – постановка не шедших на российской сцене классических опер, а также создание оригинальных трактовок известных произведений. Впервые в России поставлены забытые, малоизвестные оперы Г.Доницетти, Д.Верди, А.Каталани, А.Тома, Г.Перселла. В экспериментальном ключе трактованы оперы отечественных композиторов, созданы спектакли-концерты Россини; О, Моцарт! Моцарт…; Viva Verdi. Колобов экспериментировал с соединением в одном спектакле музыки и поэзии, таковы были его спектакли Валлийские песни, Нескучный сад, мелодии, Поэзия Анны Ахматовой и проза А.Пушкина в исполнении А.Демидовой и оркестра театра, Музыка – душа моя по романсам и Запискам М.Глинки и стихам поэтов – его современников. Театр стал членом европейского оперного сообщества Opera Europa, а его руководитель, Е.Колобов – лауреатом независимой премии «Триумф».

    Новая опера – театр, где ново, спорно и интересно – таким мыслил театр его создатель. Вначале (в течение 5 лет) театр не имел собственной сценической площадки и выступал с концертным исполнением опер на сценах Большого зала консерватории (БЗК), Колонного зала Дома Союзов, в новом здании театра на Таганке. Первой постановкой стала оригинальная версия оперы Руслан и Людмила М.Глинки, исполненная в Колонном Зале Дома Союзов (1992).

    В том же году Ю.М.Лужков предложил театру помещение Зеркального театра Сада «Эрмитаж», где уже работали театр «Сфера» под руководством Е.Еланской и Театр М.Левитина. Так родилась идея создания Культурного центра в Каретном ряду, каким он и был в начале 20 в. Рождению «Новой оперы» помогали Д.Хворостовский, Н.Троицкая, Г.Писаренко, Э.Вирсаладзе, выступая в пользу будущего театра.

    Пока театр реконструировали, Колобов поставил редко исполняемую оперу Г.Доницетти Мария Стюарт в Театре на Таганке (1993, режиссер С.Митин, художники В. и Р.Вольские), надолго ставшей визитной карточкой театра, а также показал несколько концертных программ: концерт из произведений старинной музыки с участием Л.Мкртчан и дивертисмент из произведений Д.Россини (фрагменты из Севильского цирюльника и Итальянки в Алжире, редко исполняемые трагические Stabat Mater и Agnus Dei, 1992). Несмотря на то, что некоторые критики склонны считать Марию Стюарт версией постановки Английской национальной оперы, а Россини – римейком аналогичной композиции в Версале, тем не менее Колобов открыл эти произведения отечественному слушателю. В 1993 состоялась премьера Мефисто-театра: спектакля из произведений И.Стравинского Мавра и История солдата и пушкинской сцены из Фауста (режиссер С.Митин). В том же году подготовлена программа О, Моцарт! Моцарт…(по произведениям Реквиема Моцарта, оперы Н.А.Римского-Корсакова Моцарт и Сальери, произведений А.Сальери.) В 1994 впервые в России осуществил постановку оперы А.Каталани Валли (режиссер В.Раку, художник С.Бархин.), в концертном исполнении поставил Демона А.Рубинштейна (Антон), Любовный напиток Г.Доницетти. В том же году театр впервые участвовал в музыкальном фестивале «Янтарное ожерелье» в Калининграде.

    В 1995 состоялся концерт памяти А.Д.Сахарова в БЗК, где была исполнена 13 симфония Д.Шостаковича. В том же году прошла премьера малоизвестной оперы Д.Верди Двое Фоскари (режиссер В.Раку, художник В.Герасименко.), посвященная памяти В.Лакшина. Вначале не все получалось. Основным недостатком спектаклей театра было недостаточное внимание к режиссуре. «Новая Опера» превращается в театр Станиславского «наоборот»: если там не слышно голосов за костюмами и жестикуляцией, то у Колобова – полная свобода от сценических обязательств», – писала критика о спектакле. Зато состоявшаяся в 1996 постановка Евгения Онегина П.Чайковского, где Онегин был трактован как глубоко трагический персонаж, а сам спектакль как опера-дуэль (режиссер С.Арцыбашев, художник С.Бархин, костюмы Э.Маклаковой) завоевала национальную премию «Золотая Маска»-96 в номинации лучший музыкальный спектакль сезона. Онегина пел А.Бреус, Татьяну – Л.Токарская, Ленского – С.Дробышевский. Продолжались концертные программы: памяти М.И.Павермана, учителя Колобова, Таис Ж.Масснэ в концертном исполнении, концерт из произведений Шуберта с оркестром Ю.Темирканова и участием Э.Вирсаладзе, в 1997 из Боннской оперы в концертном исполнении перенесена Пиковая Дама П.Чайковского – А.Шнитке, (на родине спектакль был запрещен в 1978).

    4 сентября 1997 состоялось открытие здания Новой оперы. В 1998 в новом здании состоялась премьера Евгения Онегина, а также Валли А.Каталани с Ольгой Сергеевой, продемонстрировавшей в главной роли красивейший голос, подлинно итальянскую фразировку. В том же году состоялась премьера Бориса Годунова М.П.Мусоргского (реж. В.Белякович, худ. Э.Кочергин, костюмы И.Габай) с О.Коротковым (Словакия) в главной роли. Однако спектакль получился скучным, критика снова ругала театр за отсутствие режиссуры, не выручил самобытный сценограф Э.Кочергин. Как всегда, великолепно звучала только музыка. 1998 отмечен премьерой Дидоны и Энея Г.Перселла в концертном исполнении в фойе (дирижер Д.Волосников, аспирант Колобова), а также – Травиаты Д.Верди (режиссер-постановщик и хореограф А.Сигалова, художник Э.Гейдебрехт). Колобов считал эту постановку фантазией на тему оперы Травиата. При всей спорности режиссерского и сценографического решения спектакля опера привлекла слаженностью музыкальных ансамблей, небанальностью подхода к известной опере.

    В 1998 режиссером Р.Ленгбака (Финляндия) и художником Л.Мерк (Швеция) поставлен Риголетто Д.Верди с Д.Хворостовским в главной роли. В 1999 программой Нескучный сад, мелодии: композицией из оперы А.Головина Первая любовь по повести И.С.Тургенева, произведений Я.Сибелиуса, стихов И.Бунина Е.Колобов дебютировал как режиссер-постановщик. Поиски новых форм продолжились поэтической композицией на стихи Р.Бернса и баллад Л.Бетховена Валлийские песни. Режиссер Д.Петров сочинил тонкий, лиричный спектакль, лишенный штампов, покорявший проникновенным камерным пением.

    Продолжалась интенсивная концертная деятельность: памяти Вяч. Иванова к 50-летию со дня смерти, Русалка Мусоргского и Волшебная флейта Моцарта, Сказание о невидимом граде «Китеже» Римского-Корсакова были поставлены в концертном исполнении.

    С 2000 по контракту с Имперским Русским Балетом Г.Таранды в театре идут балеты Шахерезада А.Римского-Корсакова, Болеро М.Равеля, Половецкие пляски из Князя Игоря А.Бородина, Шопениана, Видение Розы К.Вебера в сопровождении оркестра театра. Из других балетов труппы Таранды на сцене театра шли Жизель А.Адана, Сильфида Ж.Шнейцхоффера, Пахита Л.Минкуса, балеты А.Петрова. Такой же контракт был заключен с балериной А.Волочковой.