Содержание статьи

    ТЕАТР САТИРИКОН

    ТЕАТР «САТИРИКОН», Российский Государственный театр «Сатирикон» им. А.И.Райкина. Организован в Москве в 1987 на основе Государственного театра миниатюр под руководством Аркадия Райкина, ранее, с 1939 работавшего в Ленинграде под названием Ленинградский театр эстрады и миниатюр. Родившись в недрах эстрады, театр работал в рамках многожанровой эстрадной программы. В 1982 театр переехал в Москву, получив в качестве постоянной сцены здание бывшего кинотеатра «Таджикистан» и в 1987 выпустил первый спектакль Мир дому твоему. Острая сатира на современность уводила коллектив от традиционной эстрадной формы, поэтому с выпуском спектакля театр сменил название на «Сатирикон», от латинского «satura» (дословный перевод – «всякая всячина, мешанина»). Римские сатурналии – первый римский театральный жанр, в котором сочетались слово, пантомима, музыка и танец. Прослеживаются ассоциации с Сатириконом Петрония и Ф.Феллини, а также юмористическим журналом, выходившего в России с 1908 под редакцией А.Аверченко.

    В 1988 со смертью А.И.Райкина художественным руководителем театра стал его сын К.А.Райкин. Новому руководителю театра хотелось уйти от эстрадной однобокости к полноценному драматургическому репертуару, найти свое лицо. В 1988 театр резко изменил курс, выпустив Служанок по абсурдистской пьесе Ж.Жене (режиссер Р.Виктюк, 1988), где К.Райкин сыграл одну из главных женских ролей. С ошеломляющего успеха спектакля началась новая история «Сатирикона».

    Кредо театра – яркая зрелищность, музыкально-пластическое начало, гротеск, мощная энергетическая атака на зрительный зал наряду с использованием методов психологического театра.

    Репертуар театра составляет, в основном, зарубежная драматургия, более близкая динамичной индивидуальности его руководителя: это Шекспир и Мольер, Брехт и Кафка, Кроммелинк и Голдмэн, Гольдони и Ростан, Мердок и Зюскинд. Драматическое шоу соседствует с высокой трагедией, фарс – с философской притчей. В театре существует практика приглашения разных по своим творческим установкам режиссеров, как Л.Г.Трушкина (Сирано де Бержерак Э.Ростана, постановка 1992), П.Н.Фоменко (Великодушный рогоносец Ф.Кроммелинка, 1994); В.В.Фокина (Превращение по Ф.Кафке, 1995), В.Л.Машкова (Трехгрошевая опера Б.Брехта, 1996), Р.Р.Стуруа (Гамлет В.Шекспира и Синьор Тодеро хозяин К.Гольдони, 1998, 2002), Е.А.Невежину (Слуги и снег А.Мердок и Контрабас П.Зюскинда, оба – 2000), Ю.Н.Бутусова (Макбет Э.Ионеско, 2002), И.Войтулевича (Лев зимой Д.Голдмэна и Эстремадурских убийц Х.-А.Мильяна, оба – 2002). Много ставит и сам К.Райкин: Давай, артист, по собственному сценарию, 1983, Такие свободные бабочки, Л.Герша, 1992; Ромео и Джульетта В.Шекспира, 1996, Кьоджинские перепалки К.Гольдони, 1997; Шантеклер Э.Ростана, 2001.

    Личность руководителя театра, его энергетика, эксцентрический талант, широкий актерский диапазон, владение разными жанрами – от музыкально-пластической комедийности до гротеска и патологического кошмара (Превращение) играет огромную роль в успехе театра, его постоянных аншлагах. Райкин любит зрителя. «Сейчас своеобразной модой на театре стало, чтобы зрителю было немного скучно, а если это не так, то критика считает спектакль дешевкой. Мы работаем для того, чтобы нас поняли, чтобы возвысить, очистить и просветлить наших зрителей. Поэтому мы театр большой положительной энергии, при этом театр поэтический, стремящийся оторваться от быта, но и не отказываемся от психологического театра, понимая, что театр невозможен без разработанной гаммы человеческий переживаний, без жизни человеческого духа на сцене», – говорит К.Райкин в одном из своих интервью. Некоторые критики склонны считать манеру театра грубым балаганом, своего рода бродвейским шоу, подсчитывая, сколько артистов занято в спектаклях, сколько костюмов и париков они меняют по ходу действия, сколько спонсоров привлечено и средств затрачено на постановку таких спектаклей, как Трехгрошевая опера, объявленная в свое время самым дорогим театральным проектом сезона, или Шантеклер, драматическая, музыкальная, хореографическая феерия, посвященная 90-летию А.Райкина. Несомненно, стремление к размаху – одно из качеств руководителя театра, о чем свидетельствует строительство рядом с «Сатириконом» культурного центра с парком, кинотеатром, рестораном, гостиницей, магазинами (предполагагается открыть в 2005).