Содержание статьи

    ТЕАТР-СТУДИЯ ЧЕЛОВЕК

    ТЕАТР-СТУДИЯ «ЧЕЛОВЕК», возник в 1974 из театральной студии при Московском электротехническом институте связи, руководителем которой была Л.Р.Рошкован. Режиссер и актриса по образованию, замечательный педагог, она сумела воспитать целое поколение актеров, режиссеров, художников.

    Первый спектакль театра, давший название студии, – композиция Человек, победивший смерть по Э.Межелайтису, А.де Сент-Экзюпери и письмам погибших на войне (1974). Вторая постановка – В списках не значился по Б.Васильеву (инсценировка и режиссура Рошкован, 1975). Спектакль стал лауреатом 1-го Всесоюзного смотра-конкурса самодеятельного творчества молодежи (1979). В 1977 Рошкован поставила поэтический спектакль Владимир Маяковский, «где лирика стала единственным источником и сюжета, и биографии, и документа, и, наконец, драмы».

    В 1977 театральная студия была вынуждена покинуть Институт связи и с 1978 начала «подвальное существование»: подвалы на Бауманской, у метро «Белорусская», Дом культуры «Трехгорной мануфактуры» и наконец одноэтажное здание бывшего ЖЭКа в Скатертном переулке, где театр работает по сей день. За годы кочевья поставлены Люди живут Ю.Принцева (1978), Смерть Тарелкина А.В.Сухово-Кобылина (1979), Вечер одноактной польской пьесы (В открытом море С.Мрожека, Картотека Т.Ружевича, 1980–1981), Реквием для губной гармоники Э.Ветемаа (1982), учебные спектакли Эскориал М.Гельдероде (реж. И.Лобунец, 1978), Пионовый фонарь С.Энте (реж. И.Гозман, 1981). Осваивалась русская классика и абсурдистская драма, совершенствовалось актерское мастерство, отрабатывались все элементы сценографии – художественное оформление, свет, звук. Большинство студийцев получили второе, театральное образование, окончили актерский, режиссерский, постановочный факультеты ГИТИСа им. А.В.Луначарского (с 1991 РАТИ) и Школы-студии им. Вл.И.Немировича-Данченко при МХАТе. Именно здесь заявили о себе лидеры нового режиссерского поколения – Р.Козак, М.Мокеев, С.Женовач, привлекли к себе внимание зрителей и критики А.Феклистов, С.Качанов, В.Гаркалин, И.Розанова, С.Тарамаев, И.Золотовицкий и др. Этапными для театра стали спектакли Эмигранты Мрожека (реж. Мокеев, 1983) и Чинзано Л.Петрушевской (реж. Козак, 1986).

    В 1987 театр получает официальное признание, из «подполья» выходят ранее запрещенные спектакли Владимир Маяковский, Вечер одноактной польской пьесы, Реквием для губной гармоники, Эмигранты. Продолжая экспериментировать, театр ставит учебные работы В ожидании Годо С.Беккета (реж. Д.Брусникин, 1988), Источник святых (реж. Качанов, 1989). Среди наиболее интересных спектаклей конца 1980–1990-х годов – Панночка Н.Садур по повести Н.В.Гоголя Вий (реж. Женовач, 1988), Елизавета Бам на елке у Ивановых по Д.Хармсу и А.Введенскому (реж. Козак), Войцек Г.Бюхнера (реж. Т.Бродецкий, Польша), Иллюзия П.Корнеля (реж. Женовач, все 1989), Стриптиз Мрожека (реж. Рошкован,1990), спектакль для детей Были-небылицы (реж. В.Платонов, 1991), Летний день Мрожека (реж. М.Фрид, 1992), Глава XVIII (автор и реж. А.Марченко, 1993), Молитва Ф.Аррабаля (реж. Рошкован,1994), Ночные бдения Бонавентуры (реж. Рошкован, 1995), Таун Хо! по произведениям Г.Мелвилла, П.Фора, И.Бродского (1996), Не все коту масленица А.Н.Островского (реж. В.Шамиров, 1997), Клопомор Г.Слуцки, С.Бодрова (реж. Рошкован, 1998), посвященный А.С.Пушкину спектакль Зигзаги (автор и реж. Рошкован).

    Театр-студия «Человек» выжил во многом благодаря идеализму и вере, профессиональному и человеческому достоинству тех, кто творил на его подмостках, их приверженности школе психологического театра и смелому эксперименту. Его бессменный руководитель Л.Рошкован сумела преодолеть все невзгоды театра и в 2000 собрала своих разлетевшихся в разные театры питомцев на Фестиваль лучших спектаклей, поставленных в «Человеке» в разные годы.

    Организационная структура Театра-студии «Человек» – система контрактов, заключаемых на постановку с актерами, режиссерами. В ближайшей перспективе театра реконструкция и ремонт отданных театру помещений, где разместятся два зала на – 250 и 100 мест.

    «Человек» с успехом гастролировал в Германии, Польше, Великобритании, Италии, Финляндии, Швейцарии, США, Аргентине, Венесуэле, Венгрии.

    См. также ТЕАТР-СТУДИЯ.

    Литература Театр-студия «Человек». 25 лет. 1974–2000. М., 2000