Также по теме

БРУКС, ДЖЕЙМС

БРУКС, ДЖЕЙМС Л. (Brooks, James L.) (р. 1940), североамериканский кинорежиссер, сценарист, продюсер.

Родился 9 мая 1940 в Норт Берген, штат Нью-Джерси, США. Создал на телевидении как автор идеи и продюсер популярные сериалы Комната 222 (1969), Шоу Мэри Тайлер Мур (1970) и Такси (1978). В 1983 выступает в роли режиссера, продюсера и сценариста фильма Слова нежности, ставшего одним из самых неожиданных хитов 1980-х. Причина успеха, возможно, в том, что эпические жизнеописания американских семей на американском ТВ и в Голливуде снимали много, но фильмы были либо о кланах миллионеров, или о выдающихся людях. О простых обывателях Америки эпосы не снимали. В эпоху «рейгановского» кинематографа, когда Голливуд обратился к простому человеку и превратил его в героя-оптимиста, преодолевающего любые трудности, фильм Брукса пришелся очень кстати. Теплая, хотя скучная и чересчур сентиментальная история о вдове и ее дочери, об их отношениях с мужчинами, их месте и отношении к жизни понравилась зрителям. По итогам проката 1983 фильм Слова нежности занял второе место и получил пять главных «Оскаров» – за лучший филь (продюсер Брукс), режиссуру, актрису (Ширли Маклейн), адаптированный сценарий (Брукс), актер второго плана (Джек Николсон). Фильм наполнен остроумными ситуациями, в которые иногда попадают герои. Помимо действительно великолепных Маклейн и Николсона (неподражаемого в роли бывшего астронавта, бабника и пьяницы) здесь очень хорошо играют Дэнни Де Вито, Дебра Уингер, Джон Литгоу, Джефф Дэниелс. Брукс не делает своих героев стопроцентно хорошими людьми, у них у всех много недостатков.

Получив лично трех «Оскаров», Брукс только через четыре года выпустил новый фильм – комедию Программа новостей. На этот раз его герои – работники телеиндустрии, два ведущих новостей (Уильям Херт и Альберт Брукс) и одна женщина-продюсер (Холли Хантер). Ведущие влюблены в продюсера и ведут борьбу за ее сердце, не забывая о работе. Брукс – мастер диалогов, с любовью, теплотой и юмором рассказывающий о простых людях. Таким успехом, как Слова нежности, у зрителей фильм не пользовался, а вот индустрия приняла его на ура – он получил пять премий гильдии кинокритиков Нью-Йорка.

В 1989 делает, возможно, свое самое лучшее творческое решение в жизни – продюсирует анимационный телесериал Симпсоны о его любимых героях – простых американцах. Черты, достоинства и пороки простых жителей Штатов (да, собственно, в Симпсонах каждый житель планеты может найти что-то свое) доведены здесь до гротеска. Редкий балбес и тугодум, сотрудник атомной электростанции городка Спрингфилд Гомер Симпсон и члены его семьи (каждый из членов семейства, домохозяйка Марж и дети Барт, Лиза и младенец Мэгги – все гораздо умнее его главы) стали любимыми героями миллионов телезрителей по всему миру. Нельзя не отметить и уникальный второй план сериала: здесь действуют добрых полтора десятка постоянных персонажей, каждый из которых по-своему неподражаем, будь-то владелец атомной станции миллионер мистер Бернс, директор школы Скиннер (в переводе «живодер»), учительница мисс Крапапл, хозяин магазина Апу и др. Они все – такие же живые и правдоподобные (а может, и более), как и герои кинокомедий Голливуда. Симпсоны – один из самых долгоиграющих сериалов в истории мирового телевидения. Кроме того, Брукс стал продюсером и двух кинохитов – комедий Большой (1988, режиссер Пенни Маршалл) и Война супругов Роуз (1989, режиссер Дэнни Де Вито), все о тех же любимых простых американцах. Но если Большой – это добрая и умная сказка с великолепной игрой Тома Хэнкса, то Война супругов Роуз – злая сатира на устои и правила американской семьи, блестяще разыгранная Майклом Дугласом и Кэтлин Тернер. Решившись вернуться к режиссуре, Брукс снимает мюзикл Сделаю все для тебя (1994) с Ником Нолтом в главной роли, но терпит полный провал. Через два года спродюсировал суперхит Джерри Магуайр (режиссер Кэмерон Кроу) с Томом Крузом в главной роли, очень похожий на фильмы, поставленные Бруксом как режиссером. Устав от цинизма своей работы, спортивный агент Джерри Магуайр (Круз в одной из своих лучших, самых раскрепощенных ролей) пишет воззвание к сотрудникам фирмы, где он работает, о том, что трудиться надо по справедливости, руководствуясь прежде всего моральными принципами. Его тут же увольняют. На предложение Джерри к своим бывшим коллегам пойти с ним в собственное дело откликается лишь несуразная секретарша (роль, принесшая популярность актрисе Рене Зеллвегер), живущая вдвоем с сыном. Вместе они пытаются сделать звезду американского футбола из невменяемого игрока («Оскар» за роль второго плана Кьюбе Гудингу-младшему). Получился умный, добрый и смешной фильм. Видя, как похожи фильмы Брукса-продюсера на фильмы Брукса-режиссера, можно предположить, что влияние, которое он оказывает на приглашенных им постановщиков, очень велико. Он – продюсер, использующий режиссеров для достижения своих художественных, а не коммерческих целей.

В 1997 режиссер снимает классический голливудский фильм: Лучше не бывает. Основных персонажей – трое: популярный автор романтических историй Мелвин Юдалл (Джек Николсон) живет в хорошей квартире в престижном районе Нью-Йорка и ходит обедать в одно и то же кафе к одной и той же официантке (Хелен Хант). Официантка живет в бедном районе Нью-Йорка с больным сыном. Третий герой – художник-гомосексуалист, сосед Мелвина. Писатель, будучи патологически зловредным человеком, ненавидит практически все и особенно художника и его собаку. Лишь к официантке он испытывает некое странное чувство, причину которого не в силах объяснить и сам. Все меняет случай – художника жестоко избивают и писателю приходится взять к себе его собачку. И тогда откровенный негодяй начинает понемногу преображаться – оплачивает дорогого врача для сына официантки, становится лучшим другом собаке и решается отвезти избитого художника к его родителям. Мастерски выписанный сценарий Брукса – основа для создания первоклассных актерских работ (Николсон сыграл одну из своих лучших ролей). Первую половину фильма, когда Николсон играет еще абсолютно злого героя, наблюдать за ним – ни с чем не сравнимое удовольствие. Бесподобен Грег Киннир в роли художника. Подлинное открытие фильма – актриса Хелен Хант, до этого известная как звезда телесериала Без ума от тебя. Она играет человека умного, честного, самоотверженного, но утратившего надежду на личное счастье и с очень большим удивлением понимающего, что это счастье, может быть, и есть тот человек, который ходит к ней обедать. Фильм получил два заслуженных «Оскара» – за мужскую (Николсон) и женскую (Хант) роли. Лишь спустя семь лет Брукс решает вновь сесть в режиссерское кресло. На этот раз он делает главной героиней комедии Моя твоя не понимай простую женщину-эмигранта из Мексики с ребенком, приезжающую в Лос-Анджелес и устраивающуюся домработницей в семью американцев (выступивший в непривычной для себя роли комик Адам Сэндлер и Теа Леони). Между нормальным общением и пониманием друг друга много помех – от расовых предрассудков до элементарного незнания языка. Но конечно же, все кончается хорошо. Как все кончается хорошо в мире, созданном режиссером и продюсером Джеймсом Л. Бруксом, в мире, где живут обычные люди, мечтающие о лучшем, мире, где нет зла и ненависти.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (режиссерская)

Слова нежности (Terms of Endearment, 1983),
Программа новостей (Broadcast News, 1987),
Сделаю все для тебя (I'll Do Anything For You),
Лучше не бывает (As Good As It Gets, 1997),
Испанский английский (Spanglish, 2004) (режиссерская и продюссерская).