Содержание статьи
    Также по теме

    СЕНЕКА, ЛУЦИЙ АННЕЙ

    СЕНЕКА, ЛУЦИЙ АННЕЙ (1 до н.э. – 65 н.э., Рим) – философ-стоик, римский государственный деятель, драматург. Родился в Кордубе (совр. Кордова, Испания), в богатой семье. Его отец и полный тезка, известный больше как Сенека Старший, был выдающимся ритором. Сам Сенека был воспитателем юного Нерона, в 56 занимал должность консула-суффекта. В правление Нерона приобрел значительное состояние, но в 62 отношения Нерона и Сенеки ухудшились, Сенека отошел от политических дел и обратился к литературно-философскому творчеству. В 65 был обвинен в причастности к заговору и покончил с собой.

    Все сохранившиеся тексты Сенеки написаны по латыни, их можно разделить на философские и художественно-литературные. К первым относятся т.н. Диалоги – сборник морально-наставительных трактатов (Утешение к Полибию, О гневе, О постоянстве мудреца, О скоротечности жизни, О блаженной жизни, О безмятежности души, О промысле и др.), трактаты О снисходительности, О благодеяниях, Исследования о природе и получившие наибольшую известность Нравственные письма к Луцилию – этот сборник из 124 писем был одним из последних произведений философа (закончен в 64). Сенека наряду с Цицероном принадлежит основная заслуга в переводе на латынь греческих философских (и, в частности, стоических) терминов.

    В мировоззрении Сенеки как философа реализовалось основное направление эволюции стоической школы. Теоретические вопросы уступают место нравственно-религиозному учению, философия в конечном счете сводится к этике. Философия – «лекарство» для души, она «учит делать, а не говорить». Век человека недолог, и нельзя растрачивать его мелочи, когда мы не знаем, «как жить и как умирать».

    Между тем знание физики необходимо постольку, поскольку, не понимая природы космоса и мирового божественного разума, нельзя понять и самого себя. Согласно традиционному стоическому учению, мировым правящим божественным началом является пневма, пронизывающая космос во всех его частях, оно персонифицируется с Логосом и Юпитером, отождествляется с благим промыслом и активной творческой природой. Познавая единичные причины, человеческий разум восходит к божественной первопричине.

    В этике конечная цель формулируется как «жизнь согласно природе», т.е. мировому разуму и собственному разумному началу. В этом заключено счастье, для которого достаточно одной лишь добродетели; внешние блага относятся к безразличному (они могут быть, но их может и не быть). Главная задача нравственной философии – объяснить, как вести себя в различных жизненных ситуациях (особенно таких сложных, как угроза смерти, болезнь, страдание). Мудрец умеет подавлять страсти и не доступен аффекту. Для того, чтобы жить добродетельно, мудрец ни в ком не нуждается: его цель – собственное совершенство, и он сам себе судья. Внутренний моральный закон, совесть (conscientia) как внутренний критерий нравственности требует поступать в отношении другого так, как он, на твой взгляд, должен поступать по отношению к тебе самому, не следует причинять зла. Излюбленная тема Сенеки – мудрая покорность промыслу: «Согласного судьба ведет, несогласного тащит». И только так, в руках божественного промысла и вдали от мирской суеты, возможна человеческая свобода.

    Социальный статус человека как разумного морального индивида не имеет значения, и рабы – такие же люди, граждане «государства рода человеческого», а «человек для человека свят». Поскольку люди в массе своей слабы и мудрецы встречается очень редко, то принципиально важно само стремление стать лучше и заслужить божественное содействие: «Кто без божественной помощи способен возвыситься над превратностями?». Наилучшее почитание божества – это собственная добродетельная жизнь, и нужно спешить делать добро, ибо природа постоянно напоминает о неизбежности смерти. Эти мотивы, значительно усилившиеся к концу жизни Сенеки, созвучны христианскому мирочувствию, – что, вероятно, и породило легенду о личном знакомстве Сенеки с ап. Павлом.

    Тексты: Нравственные письма к Луцилию. М., 1977; Философские трактаты [О блаженной жизни, О скоротечности жизни, О стойкости мудреца, О провидении, О гневе, О природе]. СПб, 2000; Трагедии, пер. С.А.Ошерова. М., 1983.

    Мария Солопова

    Литература

    Краснов П.Н. Сенека, его жизнь и философская деятельность. СПб, 1895
    Титаренко И.Н. Философия Луция Аннея Сенеки и ее связь с учением Ранней Стои. Ростов-на-Дону, 2002