Содержание статьи

    СУРДАС

    СУРДАС (ок. 1478– ок. 1582) – представитель литературы вишнуизма, один из поэтов индийского средневековья, основоположник многовековой традиции лирической поэзии на западном диалекте хинди, языке браджа, сохранявшейся в Северной Индии вплоть до 20 в.

    Родился недалеко от Дели в деревне Сихин в семье брахмана. Несмотря на то, что от рождения был слепым, рано оставил родительский кров, став отшельником. Еще в юности обнаружился его поэтический дар – он слагал гимны богу Вишне, и их приходили слушать жители окрестных деревень.

    В 1511 Сурдас познакомился с философом Валлабхачарья, который принял поэта в свою религиозную общину, бывшую центром вишнуитской поэзии в Северной Индии. В общине Сурдас провел всю свою жизнь. Восемь человек, среди которых был и Сурдас, создали поэтический союз Аштачхап. В их обязанности входило участие в религиозных церемониях и храмовых службах, для которых они слагали и исполняли песнопения о жизни Кришны. В агиографической литературе упоминается о встрече Сурдаса с Акбаром Великим, третьим императором из династии Моголов, будто бы предложившим ему стать придворным поэтом и об отказе Сурдаса.

    Главным произведением поэта считается лирико-эпическая поэма Океан гимнов (Сур-сагар), состоящая из нескольких тысяч гимнов (кришна-лилы) о земном воплощении Вишну в облике деревенского пастуха Кришны. Традиционные идеи переосмысливались автором в духе современных ему религиозно-философских воззрений учения бхакти (т.е. преданности и любви к богу). В каждом гимне звучат хвалы Вишну, Раме, Кришне и другим богам и героям, их милосердию, могуществу, красоте и мудрости. В этих произведениях множество отсылок к древнейшим легендам и сказаниям и фрагментам из них, и, учитывая богатую изустную традицию в литературном творчестве современного Сурдасу индийского общества, можно с уверенностью утверждать, что богатый подтекст делал творчество Сурдаса гораздо более емким и богатым, нежели при современном прочтении.

    Творчество Сурдаса пронизано характерным для бхакти духом равенства всех людей перед богом вне зависимости от касты, социального или имущественного положения, в нем звучит мотив неустроенности человеческого бытия, несправедливости этого мира, падения нравственности, людских страданий и невзгод, спастись от которых можно только разорвав круговорот земных рождений и слившись с богом. Человеческая жизнь предстает как безбрежный океан бед, в котором безнадежно барахтается человек, связанный путами своих грехов и дурных наклонностей – жадности, тщеславия, злобы. Чтобы выбраться из этих пут надо идти путем бхакти, т.е. беззаветной любви к богу. Почти каждый гимн оканчивается просьбой к богу-лодочнику явиться человеку в этом океане и забрать его к себе. Здесь также дается множество советов о том, как придерживаться истинного пути бхакти, бороться со своими пороками, постоянно помнить о Вишну и восхвалять его в гимнах.

    См. также ИНДИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

    Литература Цветков Ю.В. Винаи Сурдаса. В кн.: Литература и фольклор народов Востока. М., 1967
    Паевская Е.В. Кришнаитская литература. Сурдас. В кн.: Литература Востока в средние века. М., 1970
    Сазанова Н.М. «Океан поэзии» Сурдаса. М., МГУ, 1973
    Основные произведения иностранной художественной литературы. Литературно-библиографический справочник. Редактор Кушке И.Г. М., СПб, 1998