МАЛЬБРАНШ, НИКОЛА
МАЛЬБРАНШ, НИКОЛА (Malebranche, Nicolas de) (1638–1715), французский философ. Родился в Париже 6 августа 1638 в семье секретаря Людовика XIII. В юности учился в Коллеж де ла Марш и Сорбонне. Вступил в конгрегацию «Оратория Христа» (ораторианцев), в 1664 стал священником. Мягкость устава этого общества позволила Мальбраншу посвящать много времени научным занятиям, и он прочитал Трактат о человеке Декарта. Книга настолько его вдохновила, что всю оставшуюся жизнь он посвятил занятиям математикой, физикой и философией. Во взглядах Мальбранша сочетаются идеи Декарта, Августина и неоплатоников. В частности, он согласен с Декартом в том, что ощущение не является репрезентацией, и предлагает учение, согласно которому существование знания предполагает другие репрезентативные идеи, своего рода суррогаты внешних объектов. Это архетипы или идеи объектов, существующие в уме Бога, так что «мы видим все вещи в Боге».
Наиболее известна работа Мальбранша О разыскании истины (De la recherche de la vérité, 1674–1675; окончательный вариант с исправлениями 1712). Его самым значительным вкладом в философию является теория зрения и учение о причинности – окказионализм. С точки зрения последнего, в силу абсолютного различия материи и духа они никак не связаны друг с другом и любое кажущееся их взаимодействие является лишь параллельным изменением, обеспечиваемым божественным вмешательством в каждом конкретном случае, окказионально. Неспособность материи и духа взаимодействовать является частным случаем отсутствия взаимодействия между вещами, каждая из которых не может быть причиной, поскольку единственная причина в мире – Бог. То, что кажется естественной причиной, – не истинная, но окказиональная причина. Будучи также известным математиком, занимавшимся, в частности, исчислением бесконечно малых, Мальбранш вел обширную переписку с учеными Франции и Англии. В конце жизни вступил в энергичную полемику с Дж.Беркли и А.Арно. Умер Мальбранш в Париже 13 октября 1715.
Авторитет Мальбранша был очень высок при жизни и сразу после смерти, однако в течение 18 и 19 вв. его влияние стало ослабевать. В настоящее время он считается одним из самых тонких метафизиков, предшественником Д.Юма в критике понятия причинности, Лейбница в теории предустановленной гармонии, Беркли в учении об идеях как единственном объекте восприятия и современных психологических теорий в концепции бессознательного.
Среди других работ Мальбранша – Трактат о природе и благодати (Traité de la nature et de la grâce, 1680); Беседы о метафизике и религии (Entretiens sur la métaphysique et sur la religion, 1688); Размышления христианина о морали (Méditations chrétiennes morale, 1683).
Мальбранш Н. Беседа христианского философа с философом китайским. – В кн.: Православный собеседник. Казань, 1914
Мальбранш Н. Разыскания истины. СПб, 1999
Ответь на вопросы викторины «Философия»