Психология и педагогика

РАЗУМ

РАЗУМ, или сознание. В обыденном представлении разумное существо – это существо воспринимающее, мыслящее, обучающееся, обладающее желаниями и эмоциями, делающее свободный выбор и демонстрирующее целесообразное поведение. Философские и научные теории разума пытаются понять природу этой психической (или ментальной) деятельности и ее характеристики, а также природу Я или обладающего сознанием субъекта, который осуществляет эту деятельность.

39 Кб (4418 слов)

РАНК, ОТТО

РАНК, ОТТО (Rank, Otto) (1884–1939), австрийский психолог. Родился в Вене 22 апреля 1884. Испытал влияние Шопенгауэра, Ницше и ранних работ Фрейда. В 1905 Ранк предложил вниманию Фрейда свою работу о роли художника в эволюции культуры, которую тот высоко оценил. Его книга Художник (Der Künstler, 1907) впоследствии была расширена и переработана, получив название Искусство и художник (Art and Artist, 1932).

2 Кб (249 слов)

РЕФЛЕКС

РЕФЛЕКС, непосредственная реакция организма на стимул. Примером может служить слезотечение при попадании в глаз пыли или сгибание ноги в ответ на болевое раздражение стопы. Обычно рефлекс носит биологически целесообразный характер: слезы вымывают раздражающие соринки из глаза, а сгибание ноги удаляет стопу от источника боли. Многие сложные реакции, такие, как рвота, кашель или чихание, представляют собой комбинацию или последовательность нескольких более простых рефлексов, связанных друг с другом различными способами. 4 Кб (505 слов)

РИБО, ТЕОДЮЛЬ

РИБО, ТЕОДЮЛЬ (Ribot, Théodule) (1839–1916) – французский психолог и философ. Родился 18 декабря 1839 в г.Гинган.

Окончил высшую педагогическую школу (Ecole Normale). Профессор Сорбонны (1885), затем Коллеж де Франс, где с 1888 работал на кафедре экспериментальной и сравнительной психологии. Руководил  журналом «Revue philosophique de la France et de l'étranger», основанном им в 1876.

3 Кб (347 слов)

РИТОРИКА

РИТОРИКА (греч. rhetorike «ораторское искусство»), научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.

54 Кб (6187 слов)

РОДЖЕРС, КАРЛ

РОДЖЕРС, КАРЛ (Rogers, Carl) (1902–1987), американский психолог, психотерапевт, один из основоположников гуманистического направления в психологии, основатель недирективного, клиенто-центрированного (ориентированного на клиента) подхода.

11 Кб (1259 слов)

РОРШАХА ТЕСТ

РОРШАХА ТЕСТ – один из тестов, применяемых для исследования личности и ее личностных нарушений. Испытуемому предлагается дать интерпретацию десяти симметричных относительно вертикальной оси чернильных клякс. Каждая такая фигура служит стимулом для свободных ассоциаций – испытуемый должен назвать любые возникающие у него слово, образ или идею. Тест основан на предположении, согласно которому то, что индивид «видит» в кляксе, определяется особенностями его собственной личности.

3 Кб (365 слов)

РОТХАКЕР, ЭРИХ

РОТХАКЕР, ЭРИХ (Rothacker, Erich) (1888–1965) – немецкий философ, психолог, один из основоположников философской антропологии. Родился 12 марта 1888 в Пфорцхейме. Был профессором в Гейдельбергском (с 1924) и в Боннском (с 1928) университетах. 3 Кб (277 слов)