ГАВАНЬ
ГАВАНЬ, защищенное прибрежное водное пространство, где обеспечивается надежное укрытие судов на якорной стоянке во время штормов. Если гавань предназначается для торговых и транспортных операций, то в ней должны быть соответствующие сооружения и средства, необходимые для загрузки и разгрузки судов, их ремонта, для посадки и высадки пассажиров; такая гавань называется портом. Большому порту требуются причалы и доки, пассажирские терминалы (морские вокзалы), складские помещения, перегрузочное оборудование и наземный транспорт. Малые порты используются в основном для заправки судов горючим и пресной водой.
Обычно гавань занимает ограниченную площадь побережья бухты. Но если нет подходящей бухты, порты сооружают на открытом морском побережье. Хорошая морская гавань должна удовлетворять некоторым определенным требованиям: она должна быть закрыта с тех сторон, откуда в данной местности могут дуть сильные ветры; ее акватория должна быть достаточно глубокой для судов при наименьшем уровне воды во время отлива; донный грунт должен хорошо держать якорь.
Виды гаваней.
Гавани подразделяются на два основных вида: естественные и искусственные. В естественных гаванях все условия по укрытию, глубине и состоянию дна обеспечены самой природой. В искусственных гаванях необходимые укрытия или глубина (а порой и то и другое) создаются людьми. Но прочный грунт, способный хорошо держать якорь, должен быть естественным, ибо искусственно создать его невозможно.
Гавани различают и по типу их акватории, которая может быть рейдом, лагуной, бухтой, эстуарием или основным руслом реки, либо прибрежным водным пространством с преградами из молов и волноломов. Простейший тип естественной гавани – рейд, где якорные стоянки располагаются параллельно берегу. Лагунная гавань представляет собой мелководный залив, отделенный от моря узким островом или косой, образовавшейся из наносов реки в ее устье. Лагуна защищена гораздо лучше рейда. Бухта – это защищенная акватория в морском заливе либо в эстуарии реки. Гавань в русле реки обычно находится на значительном расстоянии от устья. Условия судоходства и стоянки в акватории с заградительными сооружениями определяются теми молами и волноломами, которые ее защищают.
Яценко В.А. Порт на морском берегу. М., 1985
Галенин Б.Г. и др. Ветер, волны и морские порты. Л., 1986
Никеров П.С., Яковлев П.И. Морские порты. М., 1987
Ответь на вопросы викторины «Путешественники»