Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

КУПОЛ

Содержание статьи
  • Пантеон.
  • Храм св. Софии.
  • Флорентийский собор.
  • Собор св. Петра в Риме.
  • Собор св. Павла в Лондоне.
  • Другие примеры.

КУПОЛ, архитектурная форма, образуемая вращением арки вокруг вертикальной оси. Родственный арке, свод был неизвестен египтянам и редко использовался греками, но стал важным элементом в римской архитектуре.

Пантеон.

Также по теме:
ПАНТЕОН
ПАНТЕОН

Первый крупный купол, сохранивший первенство по величине пролета, был возведен над круглой в плане ротондой диаметром 43 м. В его вершине оставлено круглое отверстие диаметром почти 9 м, т.н. окулюс («око», «глаз»). Основным материалом конструкции купола является кирпич. В основе конструктивной системы купола кирпичные полуарки, поднимающиеся из толщи цилиндра стен к внешнему кольцу окулюса. Между полуарками расположены горизонтальные ряды арочек, которые членят купол на сферические трапециевидные поверхности, заполненные кирпичной кладкой. В интерьере кессонированная поверхность купола отвечает конструктивной схеме, хотя врезанные в поверхность квадратные углубления-кессоны не совпадают с конструктивными ребрами.

Поскольку горизонтальный распор купола распределен равномерно, кольцо основания образует идеальную опору. Стена Пантеона 6 м толщины, с ее глубокими, архитектурно оформленными нишами, выполнена из бетона. Несмотря на то, что римляне применяли полукупол для перекрытия апсид с их полукруглой опорной стеной, они так и не обнаружили способа возведения купола над иной, чем круг, архитектурной формой.

Храм св. Софии.

Также по теме:
СВЯТАЯ СОФИЯ
СВЯТАЯ СОФИЯ

Второй по диаметру купол был возведен над собором св. Софии, построенном в Константинополе в 532–537 при императоре Юстиниане. Купол диаметром 32 м возведен над квадратным в плане основанием посредством составления четырех огромных арок с устройством в углах сферических треугольников, или парусов, верхняя часть которых образует опорное кольцо купола. Огромный вес самого купола, поддерживающих арок и парусов несут четыре мощных столба в углах квадрата, от которого в две стороны открываются двухъярусные галереи, а с двух других пристроены огромные, диаметром 33 м, апсиды. Эти апсиды, перекрытые полукуполами, и контрфорсы, подпирающие галереи, удерживают свод. Внутренняя поверхность купола покрыта многоцветной мозаикой. Ни один византийский храм не может сравниться с собором св. Софии размерами и великолепием убранства; позднейшие византийские церкви перекрыты группами куполов меньших размеров, возведенных над квадратными в плане помещениями с помощью парусов на общем плане в форме греческого креста. Впрочем, использовался и восьмигранный план, как в церкви Сан Витале в Равенне. Для облегчения веса куполов использовалось множество приемов, включая заделывание в цемент глиняных горшков, как в куполах Сан Витале.

Флорентийский собор.

Строители романской или готической эпохи, сосредоточившись на проблемах возведения сводов, почти не пользовались куполом. Однако с возрождением римских форм в эпоху Возрождения купол был «открыт» заново и сразу же приобрел первостепенное значение. Первый крупный ренессансный купол был воздвигнут над восьмигранным барабаном Флорентийского собора в 1420–1434. Архитектор Филиппо Брунеллески избрал заостренную форму купола, учитывая, что он создаст меньший горизонтальный распор. Из углов восьмигранного барабана диаметром 42,2 м он поднял 8 главных ребер, подняв между ними 16 вспомогательных ребер. Сходясь наверху, эти ребра сформировали структуру свода и его окулюс. Главные ребра несут не одну, а две оболочки купола. На уровне перегиба ребра связаны «цепями» из массивных деревянных брусьев, соединенных железными скрепами. Цепи принимают на себя распор, что позволило обойтись без контрфорсов барабана.

Собор св. Петра в Риме.

Второй крупнейший купол Ренессанса возведен над перекрестьем нефов величественного собора в Риме по проекту Микеланджело, работавшего на строительстве собора с 1546 до своей смерти в 1564. Имея заостренную форму, выполненный в кирпиче купол усилен в основании массивной железной цепью, составлен из двух оболочек и увенчан «фонарем» над окулюсом.

Собор св. Павла в Лондоне.

По диаметру пятый в мире купол сооружен над трансептом лондонского собора св. Павла по проекту Кристофера Рена. Восьмигранное основание перекрыто сначала внутренним куполом диаметром 34 м, с окулюсом (диаметр 6 м) в вершине. Над окулюсом возведен кирпичный конус, посредством промежуточных железных конструкций поддерживающий внешний купол. Этот внешний купол (выполнен из дерева, покрыт листовым свинцом) и виден снаружи. В форме купола собора св. Павла Рен достиг и гармоничности интерьера, и эффектности наружного облика.

Другие примеры.

В ряде мусульманских стран, как в Турции, Иране или Пакистане, как правило, над залами мечетей и над мавзолеями использовались купола прихотливых очертаний. Среди куполов этой группы следует упомянуть мечеть Сулеймана I (диаметр 26 м), мечеть Ахмеда в Константинополе, беломраморный купол мавзолея Тадж-Махал в индийской Агре или мавзолей Гол-Гумбаз в индийском Виджапуре.

Круглые или граненые купола сооружались над крупными общественными зданиями и в 19 в. (здание рейхстага в Берлине), и в 20 в., когда модернизацией конструкции купола занялись крупные мастера, такие как Ричард Бакминстер Фуллер или Пьер Луиджи Нерви, сетчатые конструкции которых перекрывают пространства диаметром более 100 м. В наше время единственным препятствием для сооружения куполов диаметром до 500 м являются соображения экономической целесообразности.

СОБОР САНТА МАРИЯ ДЕЛЬ ФЬОРЕ (Флоренция, 1296-1436). IGDA/Pubbliaerfoto IGDA/G. Carfagna     ЦЕРКОВЬ САН ВИТАЛЕ В РАВЕННЕ (526–547). IGDA/W. Buss     СОБОР СВ. ПЕТРА IGDA/O. Geddo     ДОМ ИНВАЛИДОВ (Париж, 1670–1706). В соборе с куполом установлен мраморный саркофаг с прахом Наполеона Бонапарта. IGDA/A. Vergani     ХРАМ СВ. СОФИИ (Стамбул) IGDA/G. Dagli Orti     ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО собора св. Софии. IGDA/A. Vergani     МЕЧЕТЬ АХМЕДА (Стамбул)

Также по теме:
Архитектура

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»
Кто автор росписи алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Философия

Пройти тест

Известные династии

Пройти тест

Физика

Пройти тест

Фобии и страхи

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет