Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ЛЕДУ, КЛОД НИКОЛА

ЛЕДУ, КЛОД НИКОЛА (Ledoux, Claude Nicolas) (1736–1806), французский архитектор и теоретик искусства, один из основоположников стиля ампир.

Также по теме:
АРХИТЕКТУРА
АРХИТЕКТУРА

Родился в Дорман-сюр-Марн (Шампань, северо-восточная Франция) 21 марта 1736. Приехав в Париж (1750-е годы), сперва изучал искусство гравюры, затем занимался в архитектурной школе Ж.-Ф.Блонделя (испытав особое влияние последнего) и работал в бюро зодчего Л.-Ф.Труара. Став модным архитектором парижской знати, в 1771 получил звания «королевского комиссара» и «инспектора соляных приисков Франш-Конте» (на востоке Франции, в бассейне Соны), а в 1773 – звание «королевского архитектора».

Работы Леду, из которых сохранились лишь немногие (парижский отель – т.е. особняк – Ольвиль, перестройка 1764–1766; замок Бенювиль в Нормандии, 1768–1777; постройки для мадам дю Барри – павильон в Лувесьенне, 1770–1772, и Пти-Шато в Обонне, 1772–1773), способствовали утверждению неоклассицизма или «стиля Людовика XVI». Исторически значителен театр в Безансоне (1771–1773); заменив здесь традиционные ярусы и ложи более «демократическим» внутренним амфитеатром, Леду дополнительно зафиксировал эту идею в сюрреальной гравюре с театральным залом, вписанным в человеческий глаз. Однако главным руслом его стилистического новаторства явились работы, развернувшиеся с 1774 при соляных приисках Шо (Франш-Конте), и в еще большей степени – связанные с ними проекты.

Также по теме:
ПАРИЖ
ПАРИЖ

Леду задумал выстроить в Шо идеальный город, различные функции которого выражались бы не только в полукруглой структуре плана (сосредоточенного вокруг завода и в то же время рассчитанного на оптимальное удовлетворение всех внеиндустриальных потребностей рабочих), но и в самой форме главных зданий, поражающих своим стереометрическим лаконизмом. Так, «Дом садовника» принял форму шара, поставленного прямо на землю, а «Дом смотрителя источников» – полого цилиндра, сквозь который протекал бы горный поток. Наряду с домами «братства», «добродетели» и «воспитания» был предусмотрен и «общественный лупанарий», дом терпимости (в виде фаллоса по своему плану). Замысел Леду предвосхитил как градостроительные начинания Р.Оуэна и других утопистов, так и позднейшее авангардно-функционалистское зодчество с его геометризованными формами, поэтому Леду часто называют «первым мастером современной архитектуры». Строительство в Шо (1774–1779) прервалось в связи с финансовыми трудностями, затем Французская революция сделала его и вовсе невозможным; наиболее же экстравагантные здания остались лишь на бумаге.

Примером более практичной реализации принципов ампира – в значительной мере упрощающих формы прежнего классицизма, но с другой стороны максимально усиливающих их градостроительную, социально-организующую роль – стали «парижские ворота» Леду, таможенные заставы, которые призваны были опоясать всю столицу. Их было выстроено пятьдесят (1785–1789), но сохранились лишь четыре; остальные были разрушены в числе прочих «символов тирании» (наиболее известна застава Вийет с ее монументальной ротондой). Подобно осуществленным постройкам Шо, они впечатляют своей суровой мощью.

В 1793–1794 Леду был заключен в тюрьму вместе с жирондистами, но освобожден при Термидоре. Поздние годы посвятил теоретическим комментариям к своим утопическим проектам, издав первый их том под заглавием Архитектура с позиций искусства, нравов и законодательства (1804; второй том вышел посмертно, в 1847). Здесь пропагандировал принципы красноречивого по формам, «говорящего» зодчества, активно способствующего совершенствованию общества.

Умер Леду в Париже 19 ноября 1806.

КЛОД НИКОЛА ЛЕДУ. Дом директора

Также по теме:
Архитектура

Литература:

Грабарь И.Э. Ранний александровский классицизм и его французские источники. – В кн.: Грабарь И.Э. О русской архитектуре. М., 1969
Аркин Д.Е. Образы архитектуры и скульптуры. М., 1990

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»
Кто из представителей авангарда в русской скульптуре разработал оригинальный вариант поп-арта, так называемый гроб-арт?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Псевдонимы...

Пройти тест

Экзамен по Рок-н-Роллу

Пройти тест

Мифология

Пройти тест

Фобии и страхи

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Реклама
  • Контакты
© 1997-2023 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет