Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ДАММИТ, МАЙКЛ

ДАММИТ, МАЙКЛ (Dummett, Michael) (1925–2011) – английский философ и логик. Родился 27 июня 1925 в Лондоне. Учился в университете Оксфорда, где в 1979–1992 руководил кафедрой логики. Принадлежал к числу наиболее влиятельных философов языка 20 в. Наряду с новаторской интерпретацией философии и логики Готтлоба Фреге приобрел широкую известность благодаря участию в дебатах о реализме и антиреализме в философии, а также исследованиям по истории аналитической философии.

Также по теме:
ЛОГИКА
ЛОГИКА

Центральная проблема Даммита как философа – доказательство метафизического приоритета языкового анализа. Хотя первостепенной задачей философии является прояснение мыслей, сами мысли не даны нам непосредственно, они опосредованы языковыми выражениями. Поэтому для исследования мыслей необходима теория языкового значения.

Языковые выражения, такие как утверждения, приказы и вопросы, имеют сложную внутреннюю структуру. Теория значения устанавливает в качестве семантической ценности отдельных частей выражения то содержание, благодаря которому по этим частям можно определить значение самого выражения. При этом Даммит подчеркивает, что применительно к говорящему мы вправе ожидать, что он обладает по меньшей мере имплицитным знанием принципов теории значения. Эти принципы следует формулировать таким образом, чтобы они объясняли языковое поведение говорящего, как если бы он следовал им в процессе говорения. Они должны проявляться в языковом поведении.

Также по теме:
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Следуя различению, введенному Фреге, Даммит противопоставляет смыслу языкового выражения его силу. Если смысл устанавливается теорией значения, то теория силы определяет конвенции или условия, задающие различие между такими типами высказывания, как утверждения, приказы или вопросы. Однако сила высказывания и его смысл находятся в тесной взаимозависимости. Например, утверждение можно считать высказанным корректно лишь при условии, что говорящий в состоянии предоставить определенные гарантии его истинности. Но сама истинность или ложность утверждения устанавливается лишь через его смысл, который в свою очередь зависит от семантической ценности отдельных его частей. Тем самым принципы теории значения и конвенции теории силы применяются как взаимно дополнительные в каждом конкретном языковом выражении.

Условия истинности некоторого утверждения, устанавливаемые посредством смысла, иногда выходят далеко за пределы сведений, имеющихся в распоряжении говорящего. Так, например, предположение Гольдбаха, что любое четное число является суммой двух простых, обычно считается имеющим определенное «истинностное значение» – истинность или ложность – хотя мы и не в состоянии определить, какое именно. Любой утверждающий предположение Гольбаха не располагает необходимыми гарантиями его истинности. Чтобы избежать этих трудностей, можно было бы считать, что корректным утверждение является и в том случае, когда оно основано на данных, которые в принципе доступны некоему превосходящему нас в познавательном отношении существу. Но это означало бы, что мы не вполне понимаем конвенции, лежащие в основе нашего языкового поведения. В качестве альтернативы такому решению Даммит предлагает модифицировать само понятие истины таким образом, чтобы оно находилось в большей зависимости от сведений, которыми мы располагаем если не актуально, то хотя бы потенциально. А это означает, что утверждения, в основе которых не лежат доступные человеку данные, нельзя считать ни истинными, ни ложными. В таком отвержении характерного для классической логики принципа двузначности (согласно которому всякое утверждение может быть признано либо истинным, либо ложным) Даммит усматривает краеугольный камень антиреалистической позиции: мы не можем рассматривать мир так, как если бы он определялся независимо от имеющихся в нашем распоряжении сведений.

Основные публикации ученого: Истина и другие загадки (Truth and Other Enigmas, 1978), Интерпретация философии Фреге (The Interpretation of Frege’s Philosophy, 1981), Логический базис метафизики (The Logical Basis of Methaphysics, 1991).

Умер Даммит 27 декабря 2011 в Оксфорде, Англия.
 

Также по теме:
Философия

Литература:

Даммит М. Истина. – В кн.: Аналитическая философия: становление и развитие. М., 1998

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Эпоха Возрождения

Пройти тест

Неизвестные подробности

Пройти тест

Короли

Пройти тест

Фобии и страхи

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет