Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

КИСТЯКОВСКИЙ, БОГДАН АЛЕКСАНДРОВИЧ

КИСТЯКОВСКИЙ, БОГДАН АЛЕКСАНДРОВИЧ (1868–1920), русский социолог, правовед, философ. Родился в Киеве 4 (16) ноября 1868 в семье профессора. Учился на историко-филологическом факультете Киевского университета, был исключен из университета за участие в нелегальной политической деятельности. В дальнейшем учился также в Харьковском университете. В 1895–1897 изучал философию в Берлинском и Страсбургском университетах под руководством Г.Зиммеля, В.Виндельбанда, Г.Кнаппа. В 1898 защитил в Берлинском университете диссертацию Общество и индивид (на немецком языке). В 1901 вместе с П.Струве редактировал журнал «Освобождение» и сборник «Проблемы идеализма». Кистяковский участвовал в проходивших в Германии съездах «Союза освобождения» (будущая партия кадетов). С 1904 в Киеве сотрудничал в журнале «Вопросы жизни». В 1906 был приглашен читать лекции по теории права в Московском коммерческом институте. В 1907–1910 – редактор журнала «Критическое обозрение». В 1909 в сборнике «Вехи» публикует статью В защиту права, в которой критикует российскую интеллигенцию за ее пренебрежение проблемами правовой теории и практики. В статье речь шла о естественной ответственности образованного класса (по сути – элиты) за развитие «организаторских талантов русского народа», которому, «несомненно, присуще тяготение к особенно интенсивным видам организации», о чем «достаточно свидетельствует его стремление к общинному быту, его земельная община, его артели и т.п.» Существенную долю ответственности за неразвитость всех этих начал Кистяковский возложил на славянофильскую идеологию, которая своим крайним этицизмом мешала образованному сословию «прийти на помощь народу и способствовать как окончательному дифференцированию норм обычного права, так и их развитию».

Также по теме:
ФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФИЯ

В 1917 Кистяковский защитил диссертацию и стал профессором юридического факультета Киевского университета. В 1919 был избран действительным членом только что созданной Украинской Академии наук. Философским фундаментом теоретических построений Кистяковского всегда оставалось неокантианство.

Умер Кистяковский в Екатеринодаре (ныне Краснодар) 16 апреля 1920.

См. также РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Также по теме:
Философия

Литература:

Кистяковский Б.А. В защиту научно-философского идеализма. – Вопросы философии и психологии, 1907, кн. 1 (86)
Кистяковский Б.А. Социальные науки и право: Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М., 1916
Фатеев А.Н. Русский методолог права. Харьков, 1917
академика Б.А.Кистяковского. – Вестник Российской АН, т. 63, 1994, № 3

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Физика

Пройти тест

Философия

Пройти тест

Здоровье и медицина

Пройти тест

Знаменитые речи

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет