Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

КУНДАКУНДА

КУНДАКУНДА (санскр. ), индийский философ. Время его деятельности датируется по-разному, но преимущественно между 1 и 3 вв. Кундакунде приписывается не менее 100 сочинений на пракрите, аутентичными признаются лишь несколько из них. К 9 в. они были переложены на санскрит (Амритачандра, писавший к ним в 9–10 вв. санскритские комментарии, цитирует их санскритские переводы).

Также по теме:
АТМАН
АТМАН

Кундакунда – одна из наиболее харизматических фигур в истории джайнской общины, сопоставимая в буддийской традиции с Нагарджуной. Кроме основного имени-прозвища, означающего «Жасминовый», у него, согласно поздним надписям из Виджаянагара (ок. 1386), было еще несколько имен: Падмананди («Лотосовый бык»), Вакрагрива («Имеющий кривую шею»), Элачарья («Козлиный учитель») и Гридхрапиччха («Стремящееся перо»). К его имени прибавлялось и почетное уточнение «ачарья» («учитель»). Согласно надписям Шравана Белаголы (1398), одно из подразделений Мула-сангхи («корневая община»), так и называвшееся Кундакунда-анвая («традиция Кундакунды»), было основано учителем Кундакундой, освободившимся от «нечистоты» страстей и обладавшим способностью подниматься над землей на четыре пяди. По одному дигамбарскому жизнеописанию, Кундакунда, родившийся в семье купца, стал воплощением сына благочестивого мальчика-пастуха Матхиварана, который поклонялся как святыням священным книгам-агамам, найденным им у одного отшельника, за что получил благословение от одного монаха, посетившего дом его богатого хозяина. Согласно другой версии, он также был сыном купца, в 11 лет стал свидетелем проповеди монаха по имени Джиначандра и был настолько поражен, что тотчас достиг состояния «просветления» и стал учеником монаха, а в 33 года, овладев джайнской доктриной, возглавил учеников Джиначандры. При них он удостоился и приветствия тиртханкара (соответствует статусу будды в традиционном буддизме) Шримандхарасвами, после чего проповедовал, обратив в джайнизм 700 мужчин и женщин. Дигамбары считают также, что он был учителем знаменитого Умасвати, составившего Таттвартхадхигасутру, но шветамбары называют других учителей Умасвати (Шри Гхошанандин и Шри Мула).

Кундакунде приписывают 94 небольших трактата, Шаткхандагаматику (Комментарий на «Шестичастное писание»), поэтическое произведение Курал, пособие по аскетике Ниямасара (Суть воздержания).

Также по теме:
АХИМСА
АХИМСА

Панчастикайясара (Сущность пяти образований сущего) содержит каноническое для джайнов определение субстанций как того, что, «протекая» сквозь свои атрибуты и проявления, не «отклоняется» от существования, т.е. самоидентичности. Здесь же даются характеристики всех пяти субстанций – души (джива), материи (пудгала), условий движения и покоя (дхарма и адхарма) и пространства (акаша). Самая-сара (Сущность наставления) – стратегия преодоления незнания, препятствующего «реализации» истинной природы души; Двадаша-анупрекша (Двенадцать созерцаний) – упражнения для медитации, начиная с созерцания вечности души и кончая размышлениями о средствах ее «пробуждения». Как и буддисты-мадхьямики, Кундакунда различает два уровня истины – условный (вьявахара-ная) и безусловный (нишчая-ная).

Наиболее популярной была Правачана-сара (на пракрите Паваяна-сара – Суть учения) – наставление новоначальным, в котором обстоятельно излагается джайнское религиозно-философское учение (ср. Висуддха-магга буддиста Буддагхосы). Компендиум состоит из трех частей, в которых, по санскритской версии, 275 стихов. В первой джайнское учение характеризуется как триединство правильного знания, видения и поведения, реализация которых составляет путь к «освобождению» (мокша). Аскет, достигший совершенства, не подвластен воздействию кармической материи, страданиям и удовольствиям и достигает всеведения. Знание соизмеримо с душой и тождественно самому знающему, всеведение – всеохватное познание субстанций с бесконечным числом присущих им атрибутов и модусов. Но предварительно необходимо устранить заблуждение – ложное познание, нарушение императива ахимсы и привязанность к внешним объектам.

Также по теме:
ДЖАЙНИЗМ
ДЖАЙНИЗМ

Предмет познания – субстанция с ее атрибутами и модусами, которая является «субстратом» возникновения, пребывания и разрушения. Субстанция не тождественна атрибутам и модусам, но не существует и отдельно от них; она неизменна по своей сущности, но изменяется в соответствии с изменениями своих проявлений. Все субстанции распределяются на душу и не-душу (аджива): первая сознательна, вторая – бессознательна, среди составляющих не-души только материя телесна и только время внепространственно. Душа «неосвобожденная» связывается заблуждением – каналом притока кармической материи. Созерцание Атмана – осознание того, что душа есть только чистое знание и ничто другое. В третьей части различаются внешний и внутренний признаки джайнского пути к «освобождению», которое, однако, невозможно без разрыва всех мирских связей и вступления в джайнскую монашескую общину. Цель монаха (шраман) – преодоление привязанности к чему бы то ни было, ибо любая привязанность «наращивает» кармическое тело. Поэтому джайнскому монаху предписывается не только строгая диета, но и упражнения, способствующие подавлению чувств и аффектов, а также изучение джайнских текстов.

Тексты Кундакунды многократно комментировались джайнскими философами. Среди них можно выделить, помимо Амритачандры, также Акаланку (7 в.), Видьянанду (9 в.), Джаясену (10–11 вв.).

Также по теме:
ДЖАЙНСКИЙ КАНОНКАРМАМОКШАНАГАРДЖУНАПРАДЖНЯПАРАМИТСКИЕ ТЕКСТЫТАТТВАРТХАДХИГАМА-СУТРАФилософияРелигияИстория

Литература:

Лысенко В.Г., Терентьев А.А. Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Джайнская философия. М., 1994
Железнова Н.А. Представления о Пути Освобождения в джайнской традиции. – В кн.: Древние культуры Восточной и Южной Азии. М., 1999
Железнова Н.А. Введение к «Правачанасаре». Кундакунда. «Правачанасара». – Вопросы философии, 2000, № 9

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Мифология»
Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Мифология

Пройти тест

Псевдонимы...

Пройти тест

Философия

Пройти тест

Путешественники

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет