Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ЛАВЕЛЬ, ЛУИ

ЛАВЕЛЬ, ЛУИ (Lavelle, Louis) (1883–1951), французский философ. Родился 15 марта 1883 в Сен-Мартен-де-Вилльреале. В 1909, после завершения высшего образования, ему была присвоена степень агреже философии. Его концепция формировалась под влиянием Августина, Мальбранша и Мен де Бирана, а также философии Гамлена и Бергсона. В 1921 Лавель защитил докторскую диссертацию Диалектика чувственного мира (La dialectique du monde sensible) в лицее Фюстеля де Куланжа в Страсбуре, а в 1931 – дополнительную диссертацию Зрительное восприятие глубины (La perception visuelle de la profondeur). После защиты работал в различных парижских лицеях, вел философскую хронику в газете «Время» («Le Temps»), преподавал философию в Сорбонне (1932–1934), в Коллеж де Франс, где стал преемником Э.Леруа (1941–1951). Лавель был также генеральным инспектором народного образования (1941); с 1947 – член Академии моральных и политических наук.

Также по теме:
ФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФИЯ

В своих работах Лавель ратовал за автономию собственно философского, метафизического знания в противовес иным критериям – научным, социологическим и т.п., выдвигавшимся мыслителями его времени. Вместе с Рене Лесенном основал в 1934 серию публикаций под общим названием «Философия духа», целью которой было восстановить в правах дух, рассматриваемый как вечный источник самого себя, а следовательно, всех операций мышления и воли. Лишь чистая философия, философия духа, полагал Лавель, может помочь человечеству понять его судьбу и способствовать победе духовных ценностей над потребностями тела. Наука вполне суверенна в своей собственной сфере, но, умножая способы человеческой деятельности, она не может объяснить человеку моральные принципы действия. Поэтому в сфере духа она подчиняется морали, основанной на любви к ценностям и подводящей человека к миру бытия, т.е. к самому источнику и действия, и ценностей. В концепции Лавеля философия понимается как рефлексия духа над реальностью, неотделимая от рефлексии духа над самим собой, посредством которой он и конституирует самого себя в качестве духа. Философия не является, следовательно, энциклопедией знаний, как дух не есть абстрактная спекуляция: это духовный опыт, составляющий важнейшую часть внутреннего опыта субъекта. Исходный пункт этого опыта – интуиция бытия как первичной, живой и всеохватывающей реальности. При этом субъект трактуется Лавелем как прежде всего субъект воления, желания, действия. Воля, по Лавелю, – это само бытие, рассмотренное в его истоках. Внутренний опыт индивида, постигающего бытие через посредство воления и действия, представляет собой предпосылку самореализации и свободы человека, а также служит залогом достоверности первопринципов философии и выводимых из них следствий. Но при постижении смысла вещей субъекту требуется свидетельство других субъектов, других духов, с которыми он объединен в силу их общей причастности бытию и от которых отделен самими вещами.

В работе Диалектика вечного настоящего. О Бытии (La dialectique de l'éternel présent. De l'Etre, тт. 1–4, 1928–1952) Лавель излагает онтологическую концепцию, на которой, с его точки зрения, должна базироваться психология. Бытие представлено здесь в его полноте, как содержащее в себе все – реальность и видимость, истинное и иллюзорное. В сфере самого бытия нет какой-либо иерархии, нет отдельных уровней; все сотворенное причастно бытию творца.

Также по теме:
ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Лавель проявил себя и как исследователь современной ему философии. В работе Французская философия между двумя войнами (La philosophie française entre les deux guerres, 1942) он дал краткое, но содержательное и емкое описание философских концепций рассматриваемого периода, в том числе учений Бергсона, Блонделя, Леруа и др.

Среди других его работ – Самосознание (La conscience de soi, 1933); Всеобъемлющее присутствие (La présence totale, 1934); Я и его назначение (Le moi et son destin, 1936); О действии (De l'Acte, 1938); Заблуждение Нарцисса (L'Erreur de Narcisse, 1939); Зло и страдание (Le Mal et la souffrance, 1940); О времени и вечности (Du temps et de l'éternité, 1945); Введение в онтологию (Introduction à l'ontologie, 1947); Трактат о ценностях (Traité des valeurs, 2 тома, 1951–1955), О человеческой душе (De l'âme humaine, 1952); Панорама философских учений (Panorama des doctrines philosophiques, 1967).

Умер Лавель в Парранке 1 сентября 1951.

Ирина Блауберг

Также по теме:
Философия

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Здоровье и медицина

Пройти тест

Короли

Пройти тест

Неизвестные подробности

Пройти тест

Эпоха Возрождения

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Реклама
  • Контакты
© 1997-2023 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет