МАХАБХАРАТА
МАХАБХАРАТА или Великое сказание о битве – древнеиндийский комплекс эпических повествований, новелл, басен, легенд, рассуждений богословского и политического характера, космогонических мифов, гимнов, плачей, объединенных центральным сюжетом. Авторство приписывается легендарному поэту и мудрецу Вьясе, который выступает и как действующее лицо в Махабхарате. В современной форме эпическая поэма начала оформляться в IV в. до н.э. В основу ее легли предания профессиональных певцов-декламаторов (сута) о событиях, связанных с борьбой двух династий из царского рода Бхарата: потомков Куру и сыновей Панду, с их битвой и гибелью потомков Куру, с отказом сыновей Панду от власти и о путешествии их в рай и ад. Подробно описывается чудесное зачатие сыновей Панду, их воспитание при дворе слепого дяди, царя Дхритараштра, козни против них врагов, женитьба пяти братьев на прекрасной царевне Драупади, получение и утрата царства, которое проигрывает старший брат в кости, изгнание братьев и их подготовка к борьбе с соперниками. Некоторые исследователи считают, что в основу эпоса легли события поздневедийского периода истории Северной Индии X–VIII вв. до н.э.
В композиции произведения, помимо основного ядра повествования, множество эпизодов, которыми исполнители поэмы произвольно дополняли повествование. Кроме того, помимо основных сюжетных линий в поэме множество вставок с изложением философских, религиозных, правовых и др. идей.
Махабхарата состоит из 18 книг, содержащих свыше 90 тыс. двустиший. До нашего времени дошло большое количество вариантов Махабхараты, в основном относящихся к двум редакциям – «южной» и «северной».
В первой Книге начал (Ади парва) рассказывается об истории родов Куру и Панду, происходящих от двух братьев Дхритараштру и Пандаву, об истоках вражды их сыновей, об их соперничестве при сватовстве к царевне Драупади, сделавшей своим избранником сына Панду Арджуну, о коварных попытках Кауравов уничтожить Пандавов и, наконец, о разделе царства между непримиримыми родами.
Вторая книга Сабха-парва (Книга собрания) рассказывает историю изгнания Пандавов. Старший брат Юдхиштхира вынужден принять вызов Кауравов на игру в кости, и, проиграв, Пандавы лишились своего царства на 13 лет. Эти годы они, по условиям игры, должны были скитаться, а последний год скрываться, чтобы не быть узнанными. Однако Кауравы обещают вернуть братьям трон, если условия будут выполнены.
Третья и четвертая книги (Вана-парва, Лесная книга и Вирата парва, Книга Вираты) повествуют о приключениях пятерых братьев и их жены Драупади во время изгнания. Они двенадцать лет живут в лесах, встречаясь с мудрецами, отшельниками, поэтами, странниками, которые делятся с ними своей мудростью и своими историями. В Лесную книгу, которая состоит из 10 тыс. двустиший, входят в частности, повести о Нале и Дамаянти и сокращенная версия Рамаяны. Последний, тринадцатый год изгнания, Пандавы провели у царя Вираты, вместе с ним сражаясь с его врагами, среди которых и Кауравы. Пандавов никто не узнает, следовательно, они выполнили все условия роковой игры в кости и должны получить свое царство назад.
В пятой книге Удийога-парва рассказывается о том, как обманутые коварными Кауравами Пандавы собираются на битву за возвращение своего царства, отсюда и название книги – Книга приготовлений к войне. В грядущей войне на стороне Пандавов выступят многочисленные союзники, среди которых сам бог Кришна.
Следующие четыре книги, с шестой по девятую, повествуют о великой битве и ее героях. Книги названы по именам ключевых фигур этого восемнадцатидневного сражения. На стороне Пандавов выступает сам бог Кришна, и после восемнадцатидневной битвы их армия, наконец, побеждает. Армия Кауравов уничтожена, в живых осталось лишь несколько воинов. В шестую книгу включена знаменитая Бхагавадгита (санскр. Песнь Благословенного, Вишну-Кришны), религиозно-философская поэма из 700 двустиший, разбитых на 18 глав. См. также БХАГАВАДГИТА.
В десятой книге Сауптика-парва (Книга спящих) повествуется о гибели победителей. Оставшиеся в живых Кауравы напали на лагерь Пандавов, когда те спали. Спастись удалось только пяти братьям.
Книга о женщинах (Стри-парва), оплакивающих павших на поле боя, завершает трагическое повествование о войне. Однако эпос еще далек от завершения. Одна из самых больших по объему книг – двенадцатая Книга предписаний (Анушасана-парва), содержит философские тексты с элементами ранней санкхьи и йоги и ведется от лица умирающего героя прошедшей битвы, богатыря Бхишмы. Четырнадцатая книга (Книга жертвоприношения коня) рассказывает о совершаемом царем Юдхиштхирой ведическом обряде жертвоприношения. В пятнадцатой книге (Книге прибежища) описываются последние дни отца и матери Кауравов, в Книге о битве палицами повествуется о гибели племени Ядавов и смерти их предводителя Кришны; Книга великого исхода содержит повествование о последнем пути пятерых Пандавов, восходящих на небо в Гималаях. И, наконец, последняя, восемнадцатая Книга восхождения на небо дает описание рая.
Завершающая часть Махабхараты – Хариванша («Генеалогия Хари», то есть бога Вишну в его воплощении Кришной) входит в обширную литературу религиозно-философских и космогонических эпопей – пураны («древние»). Это особая разновидность санскритской религиозной литературы в рамках индуизма. Литературный жанр пуран, их тематика и размер увязываются непосредственно с Махабхаратой. В дошедшей до нашего времени форме пураны вряд ли были созданы ранее 6 в., хотя некоторые их части, возможно, древнее. За небольшим исключением, они оформились в своем нынешнем виде к 13 в., хотя одна из них, Бхавишья пурана (Пурана будущего), периодически пополняется до сих пор за счет т.н. пророческих приращений. Пураны традиционно решают вопросы космогонии, конца вселенной, временных циклов, древних генеалогий и священных преданий. Кроме этих основных тем, они рассматривают верования, ритуалы, религиозную философию, гражданское и религиозное право, обычаи и другие вопросы, а также содержат множество художественного материала различных жанров. Пураны считаются религиозной сектантской литературой, подразделяясь на вишнуитские и шиваитские (отражающие позиции приверженцев Вишну и Шивы).
Наряду с пуранами Махабхарата представляет собой наиболее влиятельное и представительное произведение, оказавшее огромное воздействие на средневековый и современный индуизм.
Махабхарата. В 4 кн. Пер. с санскр. и комментарий В.И. Кальянова. М., Л., 1950–1967
Ильин Г.Ф. Старинное сказание о героях древности «Махабхарата». М., 1958
Глинцер П.А. «Махабхарата» и «Рамаяна». М., 1970
Основные произведения иностранной художественной литературы. Азия и Африка. Литературно-библиографический справочник. М., СПб, 1998
Ответь на вопросы викторины «Псевдонимы...»