АЗИАТСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ (АБР)
АЗИАТСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ (АБР) (Asian Development Bank, ADB) – региональная финансовая организация, предназначенная для долгосрочного кредитования проектов развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Создан по инициативе ООН для помощи странам азиатско-тихоокеанского региона – прежде всего, для борьбы с бедностью. Учрежден согласно принятому в 1965 решению XXI сессии социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Начал работать с декабря 1966. Штаб-квартира АБР находится в Маниле (Филиппины).
Первоначально членами АБР были 31 государство, к 2005 их число возросло до 64. Членство в АБР открыто для стран азиатско-тихоокеанской Комиссии ООН по экономическим и социальным проблемам и для других стран азиатского региона (и развитых стран из других регионов), если они являются членами ООН или одного из ее специализированных агентств. Такие широкие критерии членства привели к тому, что значительная часть государств-членов АБР – это неазиатские страны, на них приходится почти 37% акций банка и 35% голосов.
Управление Азиатским банком развития.
Хотя изначально банк создавался для помощи развивающимся странам Азиатско-Тихоокеанского региона, в его управлении большинство голосов принадлежит экономически развитым странам. Это произошло потому, что лишь 20% голосов распределяются между странами-членами АБР поровну, а остальные 80% – пропорционально имеющемуся у них количеству акций банка, что дает преимущества более богатым странам (приобретение акций требует крупных затрат, непосильных для бедных стран). В результате, например, КНР имеет в АБР лишь немногим больше голосов, чем Австралия, и более чем вдвое меньше голосов, чем Япония (табл.), хотя население КНР в 10 раз превышает население Японии и в 65 раз – население Австралии.
Таблица. ДОЛИ АКЦИЙ И ГОЛОСОВ НЕКОТОРЫХ СТРАН-ЧЛЕНОВ АЗИАТСКОГО БАНКА РАЗВИТИЯ (данные на сентябрь 2005) | |||||||
Страны-члены АБР | Год вступления в АБР | Распределение акций | Распределение голосов | ||||
Число акций | Доля от общего количества % | Число голосов | Доля от голосов региона, % | Доля от общего числа голосов, % | |||
Региональные члены | |||||||
Афганистан | 1966 | 1 195 | 0,034 | 14 904 | 0,522 | 0,340 | |
Армения | 2005 | 10 557 | 0,301 | 24 266 | 0,.850 | 0,553 | |
Австралия | 1966 | 204 740 | 5,834 | 218 449 | 7,654 | 4,979 | |
Азербайджан | 1999 | 15 736 | 0,448 | 29 445 | 1,032 | 0,671 | |
КНР | 1986 | 228 000 | 6,496 | 241 709 | 8,469 | 5,510 | |
Индия | 1966 | 224 010 | 6,383 | 237 719 | 8,329 | 5,419 | |
Индонезия | 1966 | 192 700 | 5,490 | 206 409 | 7,232 | 4,705 | |
Япония | 1966 | 552 210 | 15,734 | 565 919 | 19,829 | 12,900 | |
Казахстан | 1994 | 28 536 | 0,813 | 42 245 | 1,480 | 0,963 | |
Южная Корея | 1966 | 178 246 | 5,079 | 191 955 | 6,726 | 4,375 | |
Киргизия | 1994 | 10 582 | 0,302 | 24 291 | 0,851 | 0,554 | |
Пакистан | 1966 | 77 080 | 2,196 | 90 789 | 3,181 | 2,069 | |
Таджикистан | 1998 | 10 134 | 0,289 | 23 843 | 0,835 | 0,543 | |
Туркменистан | 2000 | 8 958 | 0,255 | 22 667 | 0,794 | 0,517 | |
Узбекистан | 1995 | 23 834 | 0,679 | 37 543 | 1,315 | 0,856 | |
Всего по азиатско-тихоокеанскому региону | 2 223 452 | 63,351 | 2 854 066 | 100 | 65,056 | ||
Нерегиональные члены | |||||||
Канада | 1966 | 185 086 | 5,274 | 198 795 | 12,967 | 4,531 | |
Франция | 1970 | 82 356 | 2,347 | 96 065 | 6,266 | 2,190 | |
Германия | 1966 | 153 068 | 4,361 | 166 777 | 10,879 | 3,802 | |
Италия | 1966 | 63 950 | 1,822 | 77 659 | 5,066 | 1,770 | |
Великобритания | 1966 | 72 262 | 2,059 | 85 971 | 5,608 | 1,960 | |
США | 1966 | 552 210 | 15,734 | 565 919 | 36,915 | 12,900 | |
Всего вне азиатско-тихоокеанского региона | 1 286 276 | 36,649 | 1 533 038 | 100 | 34,944 | ||
ВСЕГО | 3 509 728 | 100 | 4 387 104 | 100 | |||
Источник: www.adb.org/about/members |
Высшим органом АБР является совет управляющих – по одному управляющему (представителю) от каждой страны-члена. Совет управляющих, собираясь на сессию раз в год, выбирает президента АБР сроком на 5 лет и контролирует работу постоянно функционирующего совета директоров (12 членов), который назначается советом управляющих сроком на 2 года. По уставу банка, президент и восемь из двенадцати директоров обязательно должны представлять страны региона.
Поскольку деятельность АБР находится под контролем экономически развитых стран, в высших органах управления банка большое влияние имеет Япония, которая одновременно является и страной Азиатско-Тихоокеанского региона, и одной из наиболее развитых стран мира. Все директора АБР были японцами: с 1999 – японский экономист Тадао Чинно, в ноябре 2004 новым директором АБР выбран японский экономист Харухико Курода.
Финансовая деятельность Азиатского банка развития.
Уставной капитал банка первоначально составлял 1,3 млрд. долл., к концу 1970-х он возрос до 9,5 млрд., к середине 2000-х превысил 50 млрд. долл.
Банковские операции АБР финансируются в основном из взносов стран-членов АБР, из дохода от инвестиций и за счет привлечения заемных средств на мировом финансовом рынке путем выпуска долгосрочных облигационных займов. Фактически речь идет об использовании финансовых ресурсов развитых стран (как основных акционеров АБР) для кредитования развивающихся стран Азии (как основных заемщиков).
Азиатский банк развития выдает кредиты развивающимся странам из двух фондов:
1) из обычного фонда для кредитования на коммерческих условиях на срок до 25 лет (примерно 2/3 всех кредитов);
2) из специального фонда азиатского развития (Asian Development Fund) для кредитования бедных стран по льготной ставке (1-3%) на срок до 40 лет (примерно 1/3 всех кредитов).
Таким образом, АБР предоставляет развивающимся странам азиатско-тихоокеанского региона условия более льготные, чем международный частный рынок капиталов.
Займы дают главным образом правительственным организациям. Так, в 2004 из общего объема кредитов в 5293 млн. долл., на ссуды правительствам или под правительственные гарантии пришлось 4947 млн. (58 проектов), и лишь 0,347 – на кредитование частного сектора (6 проектов). Основными заемщиками банка являются КНР (в 2004 на нее пришлось 1160 млн. долл.), Индия (1254 млн.), Пакистан (709 млн.) и Филиппины (446 млн.). Подавляющая часть кредитуемых проектов связана с транспортом и коммуникациями (в 2004 – 38 проектов из 64), а также с энергетикой (14 проектов). В последние годы для стимулирования малого бизнеса активно используются проекты, связанные с микрофинансированием.
Поскольку развитые страны являются главным источником средств АБР и эти же страны контролируют руководство его деятельностью, то кредитование азиатских стран происходит так, чтобы в финансируемых банком проектах контракты получали прежде всего фирмы самих же развитых стран. В частности, при получении контрактов лидирующие позиции занимают фирмы США.
В 2000-х АБР планирует постепенно ввести единую общеазиатскую валюту по образцу евро в ЕС. Первым этапом станет создание в марте 2006 виртуальной (используемой только для международных расчетов) валютной единицы «акю» (ACU) по образцу введенного в 1979 европейского «экю» (ECU). Курс ACU будет рассчитываться как среднее значение ценности валют Китая, Южной Кореи, Японии и 10 стран АСЕАН. Использование наднациональной денежной единицы, мало зависящей от колебаний конъюнктуры в отдельных странах, должно стимулировать развитие единого азиатского рынка. По мнению некоторых экспертов, в перспективе единая азиатская валюта может стать «третьей силой» на мировом финансовом рынке, конкурируя с долларом и евро.
Азиатский банк развития и постсоветские государства.
Членами АБР уже стали постсоветские страны Закавказья и некоторые страны Средней Азии (см. табл.). Это позволяет им пользоваться кредитной поддержкой АБР как при осуществлении программ экономического развития, так и для иных целей. Например, Кыргызстан в 1998 получил от АБР 5 млн. долл. на ликвидацию последствий наводнения в Джелалабаде и землетрясения в Ош. В 2000-е эта страна пользовалась кредитной помощью АБР для строительства дорог по трассе «Великого шелкового пути», для ирригации засушливых земель, для развития школьного образования, для ликвидации катастрофических последствий селей.
В России в 2000-е активно обсуждается вопрос о членстве в АБР, что считается важным для расширения сотрудничества России со странами АТЭС и для развития национальной инфраструктуры. Для этого шага нет принципиальных препятствий, он тормозится лишь общей слабостью экономических связей России с азиатскими странами. В настоящее время Россия участвует в деятельности АБР как наблюдатель.
Юрий Латов
Моисеев А.А. Международные финансовые организации: правовые аспекты деятельности. М., 2006
Интернет-ресурсы: Сервер Азиатского банка развития: http://www.adb.org/
Сервер Института Азиатского банка развития: http://www.adbi.org/
О возможности и перспективах вступления Российской Федерации в Азиатский банк развития:
http://www.economy.gov.ru/wps/PA_1_0_CJ/Documents/jsp/Detail_default.jsp?elementId=1072250977016
Соколов А. Азиатский банк развития. – Обозреватель-Observer. 2001, № 1: http://www.rau.su/observer/N01_01/1_15.HTM