Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

АЗИАТСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ (АБР)

Содержание статьи
  • Управление Азиатским банком развития.
  • Финансовая деятельность Азиатского банка развития.
  • Азиатский банк развития и постсоветские государства.

АЗИАТСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ (АБР) (Asian Development Bank, ADB) – региональная финансовая организация, предназначенная для долгосрочного кредитования проектов развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Также по теме:
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

Создан по инициативе ООН для помощи странам азиатско-тихоокеанского региона – прежде всего, для борьбы с бедностью. Учрежден согласно принятому в 1965 решению XXI сессии социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Начал работать с декабря 1966. Штаб-квартира АБР находится в Маниле (Филиппины).

Первоначально членами АБР были 31 государство, к 2005 их число возросло до 64. Членство в АБР открыто для стран азиатско-тихоокеанской Комиссии ООН по экономическим и социальным проблемам и для других стран азиатского региона (и развитых стран из других регионов), если они являются членами ООН или одного из ее специализированных агентств. Такие широкие критерии членства привели к тому, что значительная часть государств-членов АБР – это неазиатские страны, на них приходится почти 37% акций банка и 35% голосов.

Управление Азиатским банком развития.

Хотя изначально банк создавался для помощи развивающимся странам Азиатско-Тихоокеанского региона, в его управлении большинство голосов принадлежит экономически развитым странам. Это произошло потому, что лишь 20% голосов распределяются между странами-членами АБР поровну, а остальные 80% – пропорционально имеющемуся у них количеству акций банка, что дает преимущества более богатым странам (приобретение акций требует крупных затрат, непосильных для бедных стран). В результате, например, КНР имеет в АБР лишь немногим больше голосов, чем Австралия, и более чем вдвое меньше голосов, чем Япония (табл.), хотя население КНР в 10 раз превышает население Японии и в 65 раз – население Австралии.

Доли акций и голосов стран-членов Азиатского банка развития
Таблица. ДОЛИ АКЦИЙ И ГОЛОСОВ НЕКОТОРЫХ СТРАН-ЧЛЕНОВ АЗИАТСКОГО БАНКА РАЗВИТИЯ (данные на сентябрь 2005)
Страны-члены АБР Год вступления в АБР Распределение акций Распределение голосов
Число акций Доля от общего количества % Число голосов Доля от голосов региона, % Доля от общего числа голосов, %
Региональные члены
Афганистан 1966 1 195 0,034 14 904 0,522 0,340
Армения 2005 10 557 0,301 24 266 0,.850 0,553
Австралия 1966 204 740 5,834 218 449 7,654 4,979
Азербайджан 1999 15 736 0,448 29 445 1,032 0,671
КНР 1986 228 000 6,496 241 709 8,469 5,510
Индия 1966 224 010 6,383 237 719 8,329 5,419
Индонезия 1966 192 700 5,490 206 409 7,232 4,705
Япония 1966 552 210 15,734 565 919 19,829 12,900
Казахстан 1994 28 536 0,813 42 245 1,480 0,963
Южная Корея 1966 178 246 5,079 191 955 6,726 4,375
Киргизия 1994 10 582 0,302 24 291 0,851 0,554
Пакистан 1966 77 080 2,196 90 789 3,181 2,069
Таджикистан 1998 10 134 0,289 23 843 0,835 0,543
Туркменистан 2000 8 958 0,255 22 667 0,794 0,517
Узбекистан 1995 23 834 0,679 37 543 1,315 0,856
Всего по азиатско-тихоокеанскому региону   2 223 452 63,351 2 854 066 100 65,056
Нерегиональные члены
Канада 1966 185 086 5,274 198 795 12,967 4,531
Франция 1970 82 356 2,347 96 065 6,266 2,190
Германия 1966 153 068 4,361 166 777 10,879 3,802
Италия 1966 63 950 1,822 77 659 5,066 1,770
Великобритания 1966 72 262 2,059 85 971 5,608 1,960
США 1966 552 210 15,734 565 919 36,915 12,900
Всего вне азиатско-тихоокеанского региона   1 286 276 36,649 1 533 038 100 34,944
ВСЕГО   3 509 728 100 4 387 104   100
Источник: www.adb.org/about/members

Высшим органом АБР является совет управляющих – по одному управляющему (представителю) от каждой страны-члена. Совет управляющих, собираясь на сессию раз в год, выбирает президента АБР сроком на 5 лет и контролирует работу постоянно функционирующего совета директоров (12 членов), который назначается советом управляющих сроком на 2 года. По уставу банка, президент и восемь из двенадцати директоров обязательно должны представлять страны региона.

Поскольку деятельность АБР находится под контролем экономически развитых стран, в высших органах управления банка большое влияние имеет Япония, которая одновременно является и страной Азиатско-Тихоокеанского региона, и одной из наиболее развитых стран мира. Все директора АБР были японцами: с 1999 – японский экономист Тадао Чинно, в ноябре 2004 новым директором АБР выбран японский экономист Харухико Курода.

Финансовая деятельность Азиатского банка развития.

Уставной капитал банка первоначально составлял 1,3 млрд. долл., к концу 1970-х он возрос до 9,5 млрд., к середине 2000-х превысил 50 млрд. долл.

Банковские операции АБР финансируются в основном из взносов стран-членов АБР, из дохода от инвестиций и за счет привлечения заемных средств на мировом финансовом рынке путем выпуска долгосрочных облигационных займов. Фактически речь идет об использовании финансовых ресурсов развитых стран (как основных акционеров АБР) для кредитования развивающихся стран Азии (как основных заемщиков).

Азиатский банк развития выдает кредиты развивающимся странам из двух фондов:

1) из обычного фонда для кредитования на коммерческих условиях на срок до 25 лет (примерно 2/3 всех кредитов);

2) из специального фонда азиатского развития (Asian Development Fund) для кредитования бедных стран по льготной ставке (1-3%) на срок до 40 лет (примерно 1/3 всех кредитов).

Таким образом, АБР предоставляет развивающимся странам азиатско-тихоокеанского региона условия более льготные, чем международный частный рынок капиталов.

Займы дают главным образом правительственным организациям. Так, в 2004 из общего объема кредитов в 5293 млн. долл., на ссуды правительствам или под правительственные гарантии пришлось 4947 млн. (58 проектов), и лишь 0,347 – на кредитование частного сектора (6 проектов). Основными заемщиками банка являются КНР (в 2004 на нее пришлось 1160 млн. долл.), Индия (1254 млн.), Пакистан (709 млн.) и Филиппины (446 млн.). Подавляющая часть кредитуемых проектов связана с транспортом и коммуникациями (в 2004 – 38 проектов из 64), а также с энергетикой (14 проектов). В последние годы для стимулирования малого бизнеса активно используются проекты, связанные с микрофинансированием.

Поскольку развитые страны являются главным источником средств АБР и эти же страны контролируют руководство его деятельностью, то кредитование азиатских стран происходит так, чтобы в финансируемых банком проектах контракты получали прежде всего фирмы самих же развитых стран. В частности, при получении контрактов лидирующие позиции занимают фирмы США.

В 2000-х АБР планирует постепенно ввести единую общеазиатскую валюту по образцу евро в ЕС. Первым этапом станет создание в марте 2006 виртуальной (используемой только для международных расчетов) валютной единицы «акю» (ACU) по образцу введенного в 1979 европейского «экю» (ECU). Курс ACU будет рассчитываться как среднее значение ценности валют Китая, Южной Кореи, Японии и 10 стран АСЕАН. Использование наднациональной денежной единицы, мало зависящей от колебаний конъюнктуры в отдельных странах, должно стимулировать развитие единого азиатского рынка. По мнению некоторых экспертов, в перспективе единая азиатская валюта может стать «третьей силой» на мировом финансовом рынке, конкурируя с долларом и евро.

Азиатский банк развития и постсоветские государства.

Членами АБР уже стали постсоветские страны Закавказья и некоторые страны Средней Азии (см. табл.). Это позволяет им пользоваться кредитной поддержкой АБР как при осуществлении программ экономического развития, так и для иных целей. Например, Кыргызстан в 1998 получил от АБР 5 млн. долл. на ликвидацию последствий наводнения в Джелалабаде и землетрясения в Ош. В 2000-е эта страна пользовалась кредитной помощью АБР для строительства дорог по трассе «Великого шелкового пути», для ирригации засушливых земель, для развития школьного образования, для ликвидации катастрофических последствий селей.

В России в 2000-е активно обсуждается вопрос о членстве в АБР, что считается важным для расширения сотрудничества России со странами АТЭС и для развития национальной инфраструктуры. Для этого шага нет принципиальных препятствий, он тормозится лишь общей слабостью экономических связей России с азиатскими странами. В настоящее время Россия участвует в деятельности АБР как наблюдатель.

Юрий Латов

Также по теме:
Экономика и Право

Литература:

Моисеев А.А. Международные финансовые организации: правовые аспекты деятельности. М., 2006
Интернет-ресурсы: Сервер Азиатского банка развития: http://www.adb.org/
Сервер Института Азиатского банка развития: http://www.adbi.org/
О возможности и перспективах вступления Российской Федерации в Азиатский банк развития:
http://www.economy.gov.ru/wps/PA_1_0_CJ/Documents/jsp/Detail_default.jsp?elementId=1072250977016
Соколов А. Азиатский банк развития. – Обозреватель-Observer. 2001, № 1: http://www.rau.su/observer/N01_01/1_15.HTM

Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Ирак

Пройти тест

Мифология

Пройти тест

Новый Год и Рождество

Пройти тест

Математика

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет