Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

АЛЕКСЕЕВ, СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

АЛЕКСЕЕВ, СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1871–1945), также Аскольдов, русский философ. Родился в Москве в 1871. Сын философа А.А.Козлова. Окончил физико-математический факультет Петербургского университета. Защитил магистерскую диссертацию по книге Мысль и действительность (1914).

Также по теме:
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

С 1908 – член Петербургского Религиозно-философского общества. Участвовал в сборниках Проблемы идеализма и Из глубины. После революции преподавал Ленинградском политехническом институте. В 1920-е годы организовал тайное религиозно-философское общество. В 1928 был арестован и отправлен в ссылку в Коми, а позднее в Новгород. После оккупации немецкими войсками Новгорода выехал в Германию. Умер Алексеев в Потсдаме 23 мая 1945.

Значительное влияние на Алексеева оказала теория «панпсихизма» его отца А.А.Козлова. Это влияние особенно заметно в первом серьезном философском сочинении Алексеева Основные проблемы теории познания и онтологии (1900). Своему отцу он посвятил книгу Алексей Александрович Козлов (1912). И в дальнейшем он оставался верен основным принципам концепции «панпсихизма», постоянно обращаясь в своем творчестве к религиозно-метафизической проблематике. Отрицание метафизики в новейших философских учениях есть, по Алексееву, проявление общего для новоевропейской культуры секуляризма. «Позитивизм и метафизика суть лишь вариации старого противоположения науки и теологии, гуманизма и теодицеи». Секулярность, доказывал Алексеев, сыграла решающую роль и в антиметафизическом гносеологизме неокантианских школ. Так же, как и Козлов, он исходил из первичной реальности «я» и признавал «гипотетическую», но совершенно необходимую для познания «всеобщую одушевленность» мира. В своей гносеологии Алексеев критически оценивал феноменологический и кантианский антипсихологим, отстаивая реальность и подлинность индивидуального душевного опыта и «непосредственного сознания». «Мы выводим все познание из двух источников: 1) из непосредственного сознания, которое и есть самая первоначальная для нас действительность, дающая нашему познанию необходимый базис и точку отправления, и 2) из мышления». Реальным и имеющим самое непосредственное отношение к познанию он признавал и трансцендентное, которое «неудержимо прорывается во всякую гносеологию». Эта никогда не прерывающаяся связь с трансцендентным определяет универсально символический характер человеческого познания.

Также по теме:
Философия

Литература:

Алексеев С.А. Основные проблемы теории познания и онтологии. СПб, 1900
Алексеев С.А. Мысль и действительность. М., 1914
Алексеев С.А. Сознание как целое. Психологическое понятие личности. М., 1918
Алексеев С.А. Гносеология. Пг., 1919
Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Знаменитые речи

Пройти тест

Ирак

Пройти тест

Эпоха Возрождения

Пройти тест

Мифология

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет