Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

БОЗАНКЕТ, БЕРНАРД

БОЗАНКЕТ, БЕРНАРД (Bosanquet, Bernard) (1848–1923), британский философ, представитель неогегельянства. Родился в Рок-Холле (графство Нортамберленд, Англия) 14 июня 1848. Получил образование в Харроу и Бейллиол-колледже Оксфордского университета. С 1870 до 1881 был научным сотрудником и наставником в Юниверсити-колледже Оксфордского университета; затем, переехав в Лондон, принял самое деятельное участие в работе Общества милосердия, Лондонского этического общества, читал лекции в рамках просветительской деятельности университета. С 1903 до 1908 занимал должность профессора моральной философии в университете Сент-Андруса (Шотландия), а в 1911–1912 читал лекции в Эдинбургском университете. Наиболее значительные результаты были получены Бозанкетом в логике, метафизике и эстетике.

Также по теме:
ФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФИЯ

Вместе с Ф.Брэдли, своим другом и коллегой по Оксфорду, Бозанкет являлся главой английской школы абсолютного идеализма, черпая главные идеи из философии Платона и Гегеля. Сердцевиной его учения была идея, что только в рамках целого, в законченной и абсолютной системе вещей, мы находим подлинную истину и реальность. Рассматривать что-либо абстрактно, т.е. вне контекста, – значит не видеть реальности. Чтобы понять, что собой представляет какой-нибудь телесный орган, скажем желудок, мы должны увидеть его функцию внутри тела. Подобно этому, чтобы понять, что такое тело, мы должны установить его отношения с окружающей средой, и точно так же обстоит дело с каждой последующей целостностью. Каждая следующая целостность более понятна, и не столько в силу масштаба, сколько в силу своей организации; каждая все ближе к совершенной системе, в которой каждая из частей предполагается другими частями. Такого рода систему Бозанкет называл «конкретной универсалией», или «индивидуумом».

В его самой известной работе Принцип индивидуальности и ценность (The Principle of Individuality and Value, 1912) эта система служит мерой истины, добра и красоты. Истина заключается не в соответствии идей грубым фактам восприятия: таких фактов не существует. Само восприятие есть мыслительная конструкция, возведенная на фундаменте ощущений, и в меру своего масштаба и связности эта конструкция есть истина.

На тех же соображениях основывается бозанкетовский идеал самореализации в этике и политике. Разум по самой своей сущности есть попытка со стороны фрагментарного опыта сделать себя организованной целостностью. Сам по себе он этого достичь не может, так как является лишь органом в системе социального организма и его истинное назначение – служить сообществу. Поскольку благо этого сообщества является моральной целью каждого из его членов, законы сообщества – даже если они предполагают наказание – представляют собой «действительную волю» самого индивида. Для Бозанкета, как и для его учителя Т.Грина, политическое обязательство исходит из необходимости государства и служит общему благу; политика есть прикладная этика. Обвинение в тоталитарных наклонностях в отношении Бозанкета безосновательно: он был ярко выраженным либералом и интернационалистом. Умер Бозанкет в Лондоне 8 февраля 1923.

Среди других его работ отметим следующие: Познание и реальность (Knowledge and Reality, 1885); Логика (Logic, 1888); История эстетики (History of Aesthetics, 1892); Философия государства (Philosophical Theory of the State, 1899); Некоторые идеи в области этики (Some Suggestions in Ethics, 1918); Общественные и международные идеалы (Social and International Ideals, 1917); Три главы о природе сознания (Three Chapters on the Nature of Mind, 1923).

БЕРНАРД БОЗАНКЕТ

Также по теме:
Философия

Литература:

Бозанкет Б. Основания логики. М., 1914

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Мифология

Пройти тест

Государственные флаги

Пройти тест

История в фактах

Пройти тест

Короли

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет