Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

    ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

    • Экономика и Право
    • Психология и Педагогика
    • Социология
    • Философия
    • Религия
    • Народы и Языки
    • Государство и Политика
    • Военное дело
    • Археология
    • История
    • Лингвистика

    ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

    • География
    • Геология
    • Страны мира

    ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

    • Живопись и Графика
    • Скульптура
    • Архитектура
    • Декоративно-прикладное искусство
    • Дизайн и Фотография
    • Литература
    • Музыка
    • Театр и Кино
    • Эстрада и Цирк
    • Балет

    НАУКА и ТЕХНИКА

    • Авиация и Космонавтика
    • Астрономия
    • Биология
    • Военная техника
    • Математика
    • Технология и Промышленность
    • Транспорт и Связь
    • Физика
    • Химия
    • Энергетика и Строительство

    ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

    • Медицина
    • Спорт

    ДИОГЕН СИНОПСКИЙ

    ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (ок. 408–323 до н.э.) – древнегреческий философ, родоначальник движения киников. Имя Диоген в истории греческой философии прочно связано с эпатирующим образом жизни и блестящими афоризмами на грани и за гранью дозволенного. Его сочинения утрачены, все сведения черпаются из позднейшей историко-философской литературы (см. Диоген Лаэртий. Жизни философов, VI 20–80).

    Также по теме:
    ФИЛОСОФИЯ
    ФИЛОСОФИЯ

    Диоген пришел к философии и стал учеником Антисфена после неудачных занятий семейным делом. Согласно Лаэртию, отец Диогена заведовал казенной меняльной лавкой, а Диоген – чеканным цехом. Однако родитель попытался привлечь сына к изготовлению фальшивых монет, но сомневающийся Диоген якобы отправился в Дельфы, где Аполлон устами оракула посоветовал ему «сделать переоценку ценностей», что Диоген понял буквально, стал подделывать монеты и вскоре был осужден вместе с отцом. Согласно другой версии, отец был осужден, Диоген убежал один, и направился в Дельфы, чтобы спросить: что ему сделать, чтобы прославиться. Получив упомянутый ответ, Диоген отправился в Афины, где стал последователем Антисфена.

    После смерти Антисфена Диоген творчески развивал и радикализировал усвоенные в его школы взгляды. «Переоценка ценностей», с которой Диоген вступил на сцену греческой философии, выразилась прежде всего в отказе от традиционных ценностей цивилизации и призыве обратиться к «природе». Прозвание «киник» (от греч. кион, собака), как считается, возникло от названия школы Антисфена, располагавшейся в гимнасии по названию Киносарг (что можно перевести как Белый или Зоркий пес). Одевался Диоген следующим образом: короткий плащ на голое тело, босые ноги, сума через плечо и дорожный посох; было знаменито также его жилище: он жил в глиняной бочке на афинской площади. Основное время проводил в странствиях по Греции, называя себя гражданином не государства-полиса, а всего космоса – «космополитом» (впоследствии этот термин широко использовали стоики).

    Также по теме:
    АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
    АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

    Основным содержанием учения Диогена была моралистическая проповедь идеала жизни согласно природе и аскетическому воздержанид во всем, что касается телесных потребностей. Строгий обличитель всякой сексуальной невоздержности (особенно подростковой и женской проституции), сам был известен афинским обывателям как «бесстыдник», склонный к различным непристойным жестам, чем выказывалось его презрение к нормам и «законам» человеческого существования.

    Популярностью пользовались некоторые «практические» акции Диогена: Платон дал определение понятия «человек»: животное о двух ногах, без перьев – в ответ Диоген ощипал петуха и явился с ним в Академию: «вот человек Платона!» (после этого к определению добавили: и с плоскими ногтями). Среди бела дня бродил по Афинам со светильником в руке и возглашал «Ищу человека!».

    Презрение к славе и власти, как наиболее яркому ее воплощению, отразилось в беседах Диогена с Александром Македонским, когда на слова царя «Проси у меня, чего хочешь!» последовал ответ «Не засти мне солнца». Диоген говорил, что философия подготовила его к любым поворотам судьбы, и более всего ценил в жизни «свободу высказываться».

    Мария Солопова

    Также по теме:
    Философия
    
    Литература:

    Нахов И.М. Киническая литература. М., 1981
    Нахов И.М. Философия киников. М., 1982
    Антология кинизма. – Изд. подг. И.М.Нахов. М., 1996

    Проверь себя!
    Ответь на вопросы викторины «Философия»
    Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
    Пройти тест
    Разделы энциклопедии
    -A +A
    Проверь свои знания!
    Ответь на вопросы викторины

    Философия

    Пройти тест

    Математика

    Пройти тест

    Псевдонимы...

    Пройти тест

    Эпоха Возрождения

    Пройти тест
    Ещё тесты
    • Тесты
    • Правила
    • Авторы
    • О проекте
    • Контакты
    © 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет