Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ЭНЕСИДЕМ

ЭНЕСИДЕМ (1 в. до н.э.) – античный философ, последователь скептика Пиррона. Известен формулировкой десяти скептических аргументов («тропов») в пользу воздержания от суждения. Первые пять тропов (или, по Диогену Лаэртскому, «апорий согласования видимого и мыслимого») сформулированы применительно к субъекту суждения: трудно судить, что же на самом деле истинно, когда 1) у различных живых существ представления об одних и тех же вещах различаются; 2) различны особенности восприятия различных людей; 3) чувства дают очень специфический срез опыта: яблоко одно, а глаз видит только его цвет, а вкус – только кислоту либо сладость; 4) судящий всегда пребывает в каком-либо состоянии (болезнь, страх, старость, любовь, печаль и т.д.), что влияет на его оценку; 5) судящий находится во власти определенных обычаев, верований и законов. Отсюда следует, что от суждения об истинности следует воздержаться.

Также по теме:
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Остальные пять тропов делают акцент на объекте суждения: 6) ничто не является в чистом виде, но всегда внутри определенной среды, что влияет на наше восприятие; 7) восприятие всех предметов искажаются пространством; 8) одинаковые вещи действуют по-разному в зависимости от их количества; 9) события по-разному воспринимаются в зависимости от их обычности или необычности; 10) все соотносительно, в т.ч. мыслимое – с мышлением, – таким образом, само по себе все непознаваемо. Аргументация Энесидема была суммирована позднее Агриппой в его пяти тропах.

См. также АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ; ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.

Мария Солопова

Также по теме:
Философия

Литература:

Секст Эмпирик. Сочинения в 2-х тт. М., 1975–1976
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 2000

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Мифология

Пройти тест

Новый Год и Рождество

Пройти тест

Наше кино

Пройти тест

Философия

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет